Игорь Комиссарчик: Гудящие. Летающие. Не твои
История «Оренбургских авиалиний» — как сюжет из качественного, но очень тяжелого фильма. Много лет все шло, казалось, нормально, но все закончилось – не в одну секунду, и даже не в один год. Ликвидации компании предшествовала длинная цепочка событий. Еще в октябре все, казалось, было понятно, и даже ощущалась какая-то логика. Но все равно – безумно жаль.
Еще в начале «десятых» при передаче компании из госсобственности во владение «Аэрофлота» многие задавались вопросом – а не опасно ли это? Но «ORENAIR» развивались, росли, набирали персонал, покупали самолеты. Перевозчик расширял географию полетов, и не забывал о жителях Оренбурга. Да, эта компания никогда не была «оренбургской» в прямом смысле этого слова, она принадлежала сначала государству, а потом «Аэрофлоту», но оренбуржцы всегда считали ее своей. Поэтому ликвидация «авиалиний» — потеря для многих жителей области.
Однако главные герои этой драмы – сотрудники. Казалось бы, это узкие специалисты, востребованные на рынке. Сотрудники компании, входившей в российский ТОП-10, славившейся безопасными перевозками и хорошим обслуживанием. Но нет – проблемы у них такие же, как и у каждого из нас. Бросить все, продать квартиры, машины и перебраться на ПМЖ в одну из двух столиц, или жить в московском санатории в отрыве от семьи, друзей и родного города – та ситуация, когда оба варианта невероятно плохи. Работники авиации – каста особая. Невозможно представить себе отлетавшую тысячи миль стюардессу кассиром в магазине косметики или маркетологом в автосалоне. Это – люди неба, которые хотят там и остаться.
За эти три недели на RIA56 сотрудники «авиалиний» оставили несколько сотен комментариев. Их не устраивают ни необходимость переезда, ни условия, которые предлагает «Аэрофлот». Но, в основном, суть их сводится к одному: не трогайте компанию, Оренбург – наш дом, в котором мы хотим жить и работать, а «авиалинии» — гордость нашего региона. Сколько горечи, сколько безысходности в их словах. Это та история, когда «своя рубашка ближе к телу», «Москва не резиновая», и «где родился, там и пригодился». Их не манит Москва. Но многие из них туда уедут. Слова сотрудников — бальзам на душу для губернатора и мэра, только сделать в этой ситуации они ничего не могут. И никто не может. Да, уволенным помогут найти работу. Да, кого-то выручат с переездом. Но, по большому счету, сделать ничего нельзя. Решение принято, и принято оно людьми, которым для поиска Оренбургской области необходима карта Гугла.
Оренбургская область впервые за долгое время столкнулась с ситуацией, когда сразу 2000 человек попали из-за решения крупной компании в крайне сложное положение. Бизнес есть бизнес, ничего личного. Раньше как-то проносило. «Роснефть» съела ТНК быстро и безболезненно, рабочие заводов области худо-бедно устраивались на новые места, и даже дальнобойщики смирились с ситуацией. А в этот раз спокойно не вышло. Эти – из «другого теста». За каждым – сотни взлетов и посадок. Сотрудники «Оренбургских авиалиний» не дергались ни в октябре, ни в декабре, ожидая, что ситуация рассосется – тогда никто не знал, что компания не будет работать и базироваться в Оренбурге вообще. Мы все ждали, что она рассосется. Увы, не вышло. Прибыль, захват рынка, KPI и EBIDTA – вот это все победило, перевесило две тысячи человеческих судеб.
И да, мы в той неловкой ситуации, когда и сказать-то нечего. Через несколько месяцев оренбургское небо будут бороздить самолеты с надписью «Россия». Взлетать и садиться на них будут другие пилоты, а кофе вам принесут другие стюардессы. Или, в редком случае, те же самые.
И исправить ничего нельзя. Мы прощаемся с авиалиниями. Мы держим кулаки за сотрудников компании. Слова ничего не исправят. Лучше просто помолчать.