Игорь Комиссарчик: Победа нейтралитета над здравым смыслом
Я родился в стране, у которой на международной арене было две главных гордости — космос и спорт. Две сферы, в которой Россия — не просто одна из, а общепризнанный мировой лидер. Всего за неделю все провалилось в какую-то пропасть: сначала неудачный пуск с «Восточного», а теперь — фактическое отстранение от Олимпиады.
С космодромом все более-менее понятно: опять недозавинтили гайку, недонастроили телеметрию, недорассчитали траекторию и так далее. Плохими новостями с космодрома «Восточный» удивить сложно. А вот история с зимней Олимпиадой повергает в уныние.
Я помню первую Олимпиаду, которую увидел по телевизору. Мне было 9 лет, а наши биатлонисты, фигуристы и лыжники очень даже неплохо выступили в Нагано. Четыре года спустя были Игры в Солт-Лейк-Сити, и там все было еще успешнее. Тогда же впервые на моих глазах в спорт вмешалась политика — при награждении фигуристов. И там же начали постоянно говорить о допинге.
Допинговые скандалы бьют по российскому спорту давно. Казалось, сочинская сказка их приглушила. Однако супер-Олимпиада в Сочи действительно только отодвинула огромные проблемы российского спорта на второй план, а после того, как ее эхо утихло, все снова завертелось кувырком.
К этому, конечно, шло давно. Постоянные дисквалификации, отстранение легкоатлетов, запрет на участие в паралимпиаде. Как итог — вопли Родченкова, странные доклады Макларена, и, в конце концов, решение МОК. Ощущение — двоякое. С одной стороны понятно, что дыма без огня не бывает. Допинг есть везде, в том числе и в России. Вспоминая истории о бромантановом «Спартаке» и накаченных доисторическими веществами лыжниках неаккуратному применению допинга даже не удивляешься. С другой стороны, реальных фактов и доказательств, озвученных общественности, слишком мало для того, чтобы поверить в государственную допинговую программу и кровавый режим, коварно подменяющий мочу олимпийцев руками ФСБ в лаборатории.
Это больше похоже на продолжение глобальной политической игры. Антироссийский тренд на западе сегодня в моде. Не верить русским — логично и естественно. Точно также, как и у нас принято не верить европейцам и американцам. История с допингом и нейтральной Олимпийской сборной выглядит глупо, нелепо, она, по сути, не доказана, не раскрыта, не разъяснена. Но она уже стала фактом — флага и гимна РФ на Олимпиаде не будет. Большая, очень большая часть мировой общественности в этой истории на нашей стороне — чего только стоит международное движение «No Russia — no games» и поддержка российских спортсменов целым рядом спортивных федераций. Увы, мнения Олимпийской бюрократии это не изменило. Здравый смысл не победил. Победила политика. Победил нейтралитет.
Спортсменов жалко до безумия. Для многих из них эти Игры — ключевые или последние. Для кого-то первые. Сотни «чистых» атлетов не смогут выйти на арену из-за политической возни, допинговой неразберихи и откровенно слабой позиции российских спортивных чиновников. О них, кстати, отдельно.
Вместо того, чтобы реально защищать российских спортсменов, в течение почти года мы слышали только насмешки над докладами Родченкова и Макларена, ура-патриотические реплики и шапкозакидательские интервью. По факту спортсменам никто не помог. Не было судов, не было апелляций, не было громкого публичного процесса. «Они не посмеют» оказалось сильнее реальности. В итоге Россия, фактически, осталась без Олимпиады. Бюрократы МОК и ВАДА — отнюдь не кристалльно честные и чистые помыслами люди. Это — такие же чиновники, для многих из которых рабочее место и зарплата есть ровно до того момента, пока они не прекратят вести «охоту на ведьм», а в данном случае — на «страшных накачанных допингом русских». Борьба с олимпийской и антидопинговой бюрократией могла бы принести реальный результат. Увы, вместо этого нас снова накормили имперским величием.
Спортсмены? Они теперь все перед тяжелым личным выбором. Ура-патриоты назовут тех, кто согласится на нейтральный флаг, предателями. Да и самим атлетам без гимна, команды и группы поддержки на Играх будет не по себе. С другой стороны, четыре года подготовки из жизни выбросить нельзя, пройти мимо самых главных соревнований — чертовски больно и обидно. Спортсмены, которые согласятся выступать под нейтральным флагом, будут. Будут и русские чемпионы — без флага и гимна, но наши. И каждый российский спортсмен, который поедет на Олимпиаду на условиях МОК, заслуживает нашей поддержки.
Хотя уже сейчас очевидно, что ни хоккея, ни биатлонных эстафет, ни керлинга мы, по сути, не увидим. В лучшем случае до Кореи доедут фигуристы, конькобежцы и лыжники. Мы их, кстати, все равно не увидим — транслировать Игры в России не будут.
Многие российские спортсмены, конечно, в Корею не поедут в знак протеста. И это тоже их право. Точно такое же право, как и у тех, кто решит ради спорта и своей карьеры участвовать в Играх. Это ни в том, ни в другом случае не говорит о личных моральных качествах. Это — выбор. Сложный, тяжелый. Который мы, обыватели, далекие от реального спорта, должны принять.
Сегодня вечером мы узнаем все: в Кремле уже подготовили заявление Владимира Путина по играм. Однако и без заявления понятно — случилось непоправимое.
Я родился в стране, у которой на международной арене было две главных гордости — космос и спорт. Я очень хочу, чтобы государство, власти которого мы выбираем, и которому платим налоги, сохранило хоть что-то. Не теряйте гайки. Не сдавайте спортсменов.