Игорь Комиссарчик: Велодорожка вместо бюджета. Как в оренбургской мэрии заменили деньги мечтами
В начале нулевых в США сняли культовый фильм для студенток, безработных фантазеров и ищущих оправдание лентяев – The Secret. Он рассказывает о чудесах визуализации – якобы стоит только вообразить то, о чем вы мечтаете, как оно вскоре начнет воплощаться в реальность. Очередной оренбургский бизнес-форум вполне мог бы стать сиквелом этого фильма: надежд, «хотелок» и фантазий в нем оказалось примерно в 28 раз больше, чем реальности.
Начнем чуть-чуть издалека. В конце 2016 года в Оренбурге приняли очень плохой бюджет. Маленькие доходы, большие расходы, серьезный дефицит. Денег не хватило даже на некоторые социальные программы. Глобально горожане этого не заметили, но мелкие детали все же выдают зияющую дыру в городской казне: экономят буквально на всем – уборка снега, новогоднее оформление, ремонт соцобъектов.
Итак, в декабре в бюджете города фиксируется большой дефицит. А в феврале проходит традиционный бизнес-форум. Да, «Город-бизнесу, бизнес-городу» — название, подразумевающее некоторую «местячковость», и все же там не исключены гости из других городов и соседнего Казахстана, инвесторы и бизнес-ангелы, представители крупных корпораций и столичные эксперты. На таком форуме должны подписываться договоры, заключаться сделки, находиться инвестиции – в Оренбурге форум проводится много лет подряд, о нем знает все бизнес-сообщество, и для того, чтобы сделать его по-настоящему эффективным нужен совсем небольшой толчок. Да, заманить инвестора, эксперта или главу крупной корпорации в Оренбург непросто, но для того и существуют комитеты экономического развития, PR и GR отделы, финансисты и лоббисты.
А что у нас? Официально первым событием бизнес-форума стала встреча главы Оренбурга Евгения Арапова с… блогерами. Казалось, что блогеры исчезли году эдак в 2013, но нет, сообщество из 30 человек, пишущее для 70 читателей по-прежнему существует. Говорили они о любимой теме каждого блогера – урбанистике. Безусловно, все они – ключевые эксперты в этом вопросе, да и чего тут быть экспертом, достаточно просто говорить много непонятных слов и приводить в пример Брюссель с Будапештом. Итак, завтра – бизнес-форум, в бюджете – дыра, а мэр вместо разговора, например, с журналистами об инвестициях в город беседует с блогерами об урбанистике, сводя разговор к тому, «а как бы могло быть» или «а вот здорово бы вот так». После этого блогеры обсасывают встречу в «Фейсбуке», меряясь тестикулами и похихикивая над мэром – PR-потерь от такого намного больше, чем эффекта «ближе к людям».
А что на самом форуме? Ок, там есть «завтрак с мэром» и встреча представителей бизнеса с городским властями. Да, в программе значатся семинары по ФЗ-54, муниципальным закупкам и финансовым инструментам поддержки малого и среднего бизнеса. Да, для любителей все той же урбанистики (слишком много этого «урбантино» в тексте, простите, но не я это придумал, а организаторы форума) подводят итоги конкурса по набережной и проводят круглый стол по городским пространствам.
А вот дальше пределы допустимой «местячковости» заканчиваются. В программу вписаны форсайт-сессия «Сделаем свой город лучше» (зачем вторая площадка по той же теме), тренинг по мотивации персонала, мастер-класс по косметике и обсуждение проблем фитнес-индустрии. Стоп. А где заводы? Где маленькие производства? Где ритейлеры? Где владельцы торговых площадей? И, самое главное, где инвесторы, которые профинансируют вашу (извините) урбанистику?
Вот несколько реальных вопросов, на которые хотелось бы услышать ответы – так, навскидку, я не эксперт, не экономист, но это же кажется абсолютно очевидным. Например, скоро город получит 1,2 миллиарда рублей на дороги – хватит ли этих денег на наполеоновские планы мэрии по развязкам и реконструкциям? Готова ли мэрия к попыткам повлиять на транспортную доступность города – говорить с РЖД, «Аэрофлотом», автобусными перевозчиками? Кто может приватизировать здание «летки» на Советской и какую выгоду от этого получит городская казна? Что делать с заброшенными стройками торговых центров? Как на самом обстоят дела на рынке наружной рекламы? И это – за 15 секунд из головы, навскидку. Увы, об этом на форуме толком не говорят. Речь идет о том, что «мастера на дому» мешают салонам красоты, что городу стоит больше пропагандировать ЗОЖ, чтобы фитнес-центры получали больше прибыли и платили больше налогов, что не надо сносить все ларьки. Вопросы, конечно, важные, но стоит ли для их решения вообще тратить деньги на этот форум? Это же решается и вполне рабочим путем, разве нет?
Что в итоге? На форуме обсуждают текущие внутренние проблемы, учат жить по новым законам, решают будничные вопросы и мечтают, мечтают, мечтают. Здесь будет набережная, здесь будет велодорожка, здесь – инновационный крафтовый парк, вот тут – площадка для летних фудфестивалей, вон там – платформа для эко-туристов. И блогеры. Чтобы писали про вот это все. А деньги? Да ладно, это все еще когда будет… Пока вот, проект.
Подменить экономическую проблему большой мечтой – где-то мы это уже видели. Сама по себе мечта – отличная штука, однако экономическая проблема от этого с места не сдвинется. Когда фантазии не подкреплены реальными финансами, идея развития превращается в рассеивание внимания, становится попыткой уйти от заполнения дыры в бюджете деньгами в прекрасное и, кажется, несбыточное далеко.
Ах, да, у участников форума – очень красивые фотографии с выставки. И комментарии под ними классные. Кажется, фотографы – единственные, кто на этом форуме заработал.