Туристы, рандонье и прочие романтики Оренбургской области

Велосипедные «покатушки» – утренние или ночные, короткие заезды или целые приключения длиной в 1 200 километров по трассе… Всегда лёгкие на подъём, с виду закрытые и немногословные, спортивные, подтянутые, целеустремлённые, волевые. Любят пикники, красивые пейзажи, «сникерсы», бесят большую часть автолюбителей. И всё это о них – загадочных веломарафонцах.

Спортивный туризм – пожалуй, одно из самых красивых и доступных явлений в панораме здорового образа жизни, который сегодня набирает всё большую популярность. Как стать рандоннёром в сорок (и кто это такой вообще), в какой «велик» влюбиться, и почему Париж – столица велосипедистов? Об этом нам рассказал оренбургский веломарафонец Марат Костин.

Прогулка в убегающий горизонт

Первый дедовский велосипед скинул Марата, как дикая лошадь. Ссадины и синяки не дали им подружиться как следует. А спустя 25 лет, прошлой весной, Марат всё же купил себе новенький туристический, намереваясь прокачать его электродвигателем, чтобы спокойно и мобильно путешествовать почти налегке. Крутить педали с ножным протезом – всё же нагрузка немалая, даже при всей любви к ландшафтным красотам. Да кто ж знал, что спорт так затягивает? Пока идея с электроприводом пылилась где-то под диваном, он, как любой уважающий себя новичок, скачал «Страву» (сервис для отслеживания активности спортсменов с помощью мобильных устройств) в смартфон и по ночам стал выбираться на велопрогулки.

Спустя год Марат Костин – уже продвинутый пользователь системы стодневного воркаута. В шесть утра он садится на велосипед, по пути останавливается для тренировки на дворовых тренажёрах, после – завтрак и дела. За этот год он успел завести дружбу с такими же любителями велосипедов, преодолел первый рубеж бревета – 200 километров – и получил статус рандоннёра.

Попутно поясним, кто же это такой, раз обещали. Рандоннёр (от французкого randonnée – «долгая прогулка») – это велосипедист, который участвует в заездах на длинные дистанции или бреветы. А бревет – это своего рода веломарафон с временными лимитами и контрольными точками. Стандартные дистанции для бреветов далеко не детские – 200, 300, 400, 600, 1 000 и 1 200 километров.

Фото Алексея Кириллова

– Это очень серьёзные испытания для человека, колоссальная нагрузка на весь организм, – говорит Марат Фаритович. – Перед бреветом мы серьёзно и долго тренируемся. Для начала подходят менее продолжительные заезды. Например, наши ночные покатушки «Пикс микс» или просто выезды за город с остановками на чай-кофе. Для нас это ведь не упёртый спорт, где весь фокус смещается на достижения. Это общение, стиль жизни, возможность познать самого себя и свои возможности.

В первый длительный заезд Марат отправился с подругой. Выбрали Соль-Илецк. 70 километров туда и 70 обратно. Вот она, туристическая романтика во всей красе! Сникерсы, дождь, купание в знаменитом озере, экстремальный загар… В общем, добирался обратно он один. Знакомая его уехала на такси: не выдержала нагрузки, ведь она тоже, как и Марат, новичок.

Лично я очень понимаю эту девушку. Аплодирую стоя. Моя первая randonnée (и пока последняя по трассе) случилась лет семь назад в посёлок Ленина. Летела я туда налегке и с драйвом, обратно – тащила свой «форвард» на себе и никогда в жизни так горячо не молилась.

А вот девушка эта, кстати, волевая оказалась. Не сломил её Соль-Илецк! Осенью они снова рванули уже в сторону Илека, на Димитровское водохранилище.

Философия метаморфоз и здоровый образ жизни

Успешный рандоннёр получает медали, заказанные во Франции. Если он откатал сезон, прошёл все бреветы и легендарный Париж — Брест — Париж и Flèche Vélocio (командный суточный бревет с дистанцией не менее 360 километров), то получает звание «Рандоннёр 5 000». Новичков, которые изо всех сил пытались за 13 с половиной часов проехать свою первую двухсотку, но не смогли, подбадривают «страдальками». Это своеобразные медали за смелость и выносливость. Никакой иронии. Все веломарафонцы относятся друг к другу с большим уважением, а новичков берегут, помогают им, подбадривают. Такая своеобразная дружеская диаспора со своей культурой и философией.

Начинать всегда трудно. Особенно самостоятельно. Одни онлайн-тренеры впаривают раздельное питание, вторые – адепты сыроядения, и так до бесконечности. «Гугл» всемогущий! Так и потеряться недолго в новом для себя образе жизни. И потом некоторые ошибки могут сильно сказаться на здоровье. Вот, к примеру, на улице прохладно – зачем воду с собой брать? Хотя бы затем, что организм её активно расходует, суставам жидкость нужна, а чем грозит обезвоживание, и так все знают. Другой очень распространённый просчёт начинающего велосипедиста – выкладываться по полной с первых же метров. Преодолевая подлую одышку, пытаться догнать лидера. А то и вовсе на следующий день после лёгонькой прогулки по парку рвануть в закат на 100 километров. Можно ещё где-то по пути в придорожной кафешке наесться до отвала шашлыков или бургеров…

– Силы и уровень подготовки нужно уметь рассчитывать и учитывать, – говорит Марат Костин. – Если сомневаешься, спроси совета. Лучше покатайся, привыкни, а ещё лучше, если кататься будешь не один. У меня есть опыт заездов и в группе, и в одиночку. Каждый такой прокат хорош по-своему, тут кому что по душе. Но одно могу сказать точно: если ты одиночка, готовься ко всему. Технические поломки, травмы, погодные сюрпризы, севший аккумулятор у телефона и много-много ещё чего.

Всегда считала, что в одиночку кататься опасно. Но, оказывается, в этом есть свои прелести. Особенные, сокровенные. Это и возможность побыть наедине с собой, подумать о ближайших планах, расставить акценты… А что касается инсайтов для любого велопробега, то здесь их целый набор. Марат Фаритович заметил, что в пути с человеком происходят интересные метаморфозы:

– Сначала тебе всё кругом интересно. Ой, там горка, а вон там водопадик… Через сколько-то километров сражает усталость. Художник, философ, созерцатель – кто там у кого внутри живёт – затыкается. Ты уже молча крутишь педали от этого столбика до вон того знака, подбадривая себя наградной чашкой кофе из термоса или просто перерывом на обочине, если проедешь ещё хотя бы пару километров. Тут тебя не велосипед везёт, а чистая сила воли. Вот вся, какая она есть, и сколько её есть у тебя. Преодолеваешь себя, учишься распределять силы, на ходу иногда появляются свои рецепты поведения. У меня так само собой началось: я пою, когда совсем тяжко, когда прямо в гору-в гору. Тело само подсказывает выход. Эмоциональная разгрузка плюс полезный такой бонус – лёгкие развиваются.

Экзистенциалистам есть о чём поразмышлять. А родителям (будущим и практикующим) можно доставать блокнотики и записывать: велотуризм формирует правильное отношение к здоровому и сбалансированному питанию, хорошую физическую и моральную подготовку, воспитывает силу воли, целеустремлённость, стрессоустойчивость… Кстати, о стрессах. Интересно, за что автомобилисты, мягко говоря, не любят велоромантиков?

– Причин много, – улыбается Марат. – Это ведь помеха на дороге, а если помеха ещё и неопытная… Сами понимаете. Кто-то даже опрос проводил на эту тему. Оказалось, больше 70 процентов водителей ненавидят велосипедистов. Ситуации разные на дороге бывают. Вот вам и стрессоустойчивость, пожалуйста.

Немного о характере и быстрой топке

Каждый велотурист, рандоннёр или велоромантик – кто кем стал – выбирает велосипед по своим основным заездам. Лёгкий шоссейный, проходимый горный, туристический, который и человека, и палатку, и кучу сумок на себе прёт, не буксуя. Кто-то зимой катает на монстр-байках в минус тридцать… Однако придерживаться правильного питания старается большинство. Когда отматываешь километры, прокачиваешь мышцы, очень быстро доходит, что всякие диеты – не твоя тема, а на овощах далеко не уедешь. Лучшие друзья – белок, глюкоза и минеральная вода.

За день Марат Костин может проехать 150 километров. Незадолго до нашей встречи он вернулся из Бузулукского бора. В ближайших планах – обкатать Крым. Расстояния солидные. Трудновато придётся продвинутому веломарафонцу без специального спортивного питания. В дополнение к обычному рациону, разумеется. Это не допинг, не химическая вреднятина, а необходимость. Надо понимать, что без «топлива» начнётся прямой износ всего организма. А тут уж не до романтики и водопадиков.

– Условия порой таковы, что какое-нибудь белковое желе, а то и просто батончик «Сникерс» – просто как второе дыхание, – говорит наш рандоннёр.

Ох, и ничего себе! «Сникерс»… Ну ладно в Соль-Илецк ехали, так сказать, молодые-неопытные. Как же правильное питание? А вот иногда, оказывается, можно. Такие батончики в народе называют быстрой топкой: когда силы на нуле, а до пункта назначения доехать очень надо. Прямо индульгенция всем сладкоежкам.

Чем ещё хорош велотуризм? Он сродни альпинизму. Познаёшь не только себя и своё тело. Помните, у Высоцкого про «парня в горы тяни»? Так вот на трассе та же психология отношений. А по-русски – проверка на вшивость.

– Характер человека нигде так хорошо не раскрывается, как в заезде, – уверен Марат. – Отличная проверка отношений на прочность или же возможность лучше узнать своего избранника. Недельку скатнитесь вместе куда-нибудь – отличный тест-драйв. Ну и романтика тоже…

«Сельские вести», Жанна Данилова.