17 марта — день памяти погибшего в Сирии Героя России Александра Прохоренко

В день смерти Героя России Александра Прохоренко 17 марта во многих домах зажгутся свечи в память о нем, доблестном сыне Отечества и обычном парне из оренбургской глубинки. Уроженец села Городки Тюльганского района погиб пять лет назад у стен сирийской Пальмиры при исполнении воинского долга. Окруженный боевиками, 25-летний старший лейтенант вызвал огонь на себя. За совершенный подвиг ему присвоено звание Героя России. С его родителями Натальей и Александром Прохоренко встретились журналисты районной газеты «Прогресс-Т».

Александр Прохоренко родился 22 июня. В день, когда россияне на протяжении уже не одного десятка лет склоняют головы в память о самом страшном дне, когда началась самая кровопролитная война, унесшая миллионы жизней. Он стал первенцем в самой обычной сельской семье. Наталья Леонидовна – работник сельсовета, Александр Васильевич – потомственный механизатор, сын прославленного в свое время отца-комбайнера, имевшего не одну высокую награду за свой ратный труд. Родился и рос совершенно обыкновенным ребенком.

– Единственное, что Сашу отличало от других детей, это активность, иногда чрезмерная. В резвые игры, особенно футбол, он мог играть до упаду. Кстати, в младенчестве папа его укачивал под шум какого-нибудь чемпионата, который транслировался по телевидению. А так… Обыкновенный мальчишка, шаловливый, небольшого роста, щупленький, с огромными черными глазами, – рассказывает мама.

Опухшие от слез глаза, дрожащие губы… Говорить о сыне в прошедшем времени у матери не получается. Саша был компанейским мальчуганом, сверстники почему-то тянулись именно к нему, хотя он никогда не проявлял качества лидера. Притягивал он их своей неуемной активностью, задорным смехом. Зажигал, как говорится.

В 1997 году пошел в первый класс. Сразу показал себя хорошим учеником и по окончанию первого годы учебы с гордостью принес домой первую свою награду – похвальный лист за отличную учебу.

Учитель начальных классов Нина Сергеевна Усманова находила в каждом ребенке изюминку и прикладывала все усилия, чтобы каждый был индивидуальностью. Успешный в обучении и дружный класс сразу стал достоянием школы. Они были активными участниками всех мероприятий, причем Санька (так его называли одноклассники и друзья) всегда выбирали командиром. И он вел отряды в походы, на спортивные соревнования. Но особенно ему нравилось быть командиром отряда, сдавать рапорт на смотре военно-патриотической песни. Вытянувшись в струнку, четко чеканя каждое слово, с горящими от гордости глазами он докладывал старшему, что его отряд готов. Готов не просто принять участие в каком-то мероприятии, но стать первым, непременно лучшим. И если в среднем звене он в качестве командира отряда сдавал рапорт командиру школы, то уже в старших классах сам принимал рапорта.

В 2006 году на зональном этапе соревнований в ЗАТО «Комаровский» ему вручили кубок «Лучший командир отделения». Лучшим он был во многом: дома хранится целая папка грамот и благодарностей.

Однажды пришел домой с парада Победы и со слезами на глазах и спросил у родителей – почему у него нет деда, который воевал на войне? Родители рассказали сыну, что три его дедушки были участниками Великой Отечественной, но ни одного не осталось в живых. Саша горько плакал: так хотелось увидеть деда-фронтовика. Днем он гонял в футбол с друзьями на деревенских улицах, по вечерам с отцом увязывался на волейбольную игру взрослых.

– Тогда у нас в селе была команда мужчин, которые в свободное время приходили играть в волейбол. И Саша обязательно шел со мной. Играть он не умел, был еще маленьким, но и просто зрителем быть не мог. Обязательно садился под сетку и бурно переживал всю игру. А когда перешел в школе в среднее звено и классный руководитель Петр Георгиевич Русинов стал их вовлекать в активный спорт, тут же из его сверстников образовалась молодая волейбольная команда, которая стала играть с нами, «стариками». А после окончания Сашей школы распалась команда любителей поиграть в волейбол, – вспоминает отец Александр Васильевич.

Пятый, шестой, седьмой класс. Особой тяги к какой-то профессии у Александра еще не было. Учился отлично, предпочтение отдавал точным наукам, все свободное время посвящал спорту. Дома тоже был первым помощником как для матери, так и для отца. Со знанием дела ухаживал за домашним скотом, помогал отцу ремонтировать комбайн.

В сентябре 2004 года восьмиклассника Сашу двоюродный брат, поступивший в Оренбургское кадетское училище, пригласил на присягу. Это и стало решающим поворотом в судьбе Александра.

– Он был поражен увиденным. Техника, форма, строгий распорядок, подтянутые курсанты, торжественная присяга. И тогда он нам сказал, что будет военным. Но мы серьезно это не восприняли: подросток же еще, – вспоминают родители.

Но Саша проявил характер: больше стал заниматься спортом, корпел над физикой, то есть целенаправленно готовился к поступлению. Окончил школу с серебряной медалью. Багаж знаний есть, а работники военкомата задавали вопросы: рост не подходящий, вес не соответствует. Саша никого слушать не хотел. И поступил.

Новоиспеченных курсантов зенитного училища сразу же отправили на полигон. В первый же родительский день отец с матерью поехали к Александру. Увидев исхудавшего сына, отец сказал ему собираться домой. И тут впервые Саша возразил отцу, ответив твердое «Нет!»

И на протяжении всей учебы кроме как, что все хорошо, родители от сына ничего не слышали. Раз в полгода курсант в парадной форме приезжал на побывку в отчий дом.

– И тут тихая деревенская жизнь на время превращалась в карусель. Тут же собирались друзья, родственники. Баня, застолье, разговоры до первых петухов. И так продолжалось до тех пор, пока Саша не возвращался на учебу, – вспоминают родители.

Через год курсантов перевели в смоленскую военную академию войсковой противовоздушной обороны, которую Александр в 2012 году окончил с золотой медалью. Курсантам-медалистам предоставлялся выбор. Александр выбрал войска специального назначения и уехал в служить в Подмосковье.

– Потом началась жизнь настоящего военного. А это значит, что если Саша звонил и говорил, что все хорошо, то мы знали, что все хорошо, а если не звонил какое-то время, значит, был в командировке. И мы переживали и ждали очередного звонка. Больше никогда никакой информацией не владели, – говорит мама Наталья Леонидовна.

Он любил делать сюрпризы. Мог позвонить, сказать, что в данный момент занят тем-то, то есть на работе, а через минуту ввалиться в родной дом, как всегда, с огромным букетом для мамы, а отцу привозил сувениры. В 2014 году женился.

– Беды ничто не предвещало. Семья, служба Саше очень нравилась. Пытались спрашивать о работе, командировках, но он всегда отшучивался: «Меньше знаешь, лучше спишь». Вместе с супругой Катей они у нас последний раз были в августе и обещали приехать на Пасху в 2016 году. А 19 марта раздался телефонный звонок с сообщением, что наш сын погиб. С той минуты оборвалась не только его жизнь, но и наша. Конечно, о том, что он был в Сирии, мы не знали. И эти ужасные почти 50 дней неведения мы просто существовали в каком-то безрассудстве, — рассказывают родители.

Они вспоминают, что это состояние невозможно передать. Все время приходили какие-то люди, что-то делали в доме. Автоматически родители получали соболезнования, до конца не осознавая, что происходит.

Хоронили Александра Прохоренко в День Святого Георгия Победоносца. В день смерти Героя России Александра Прохоренко 17 марта во многих домах зажгутся свечи в память о нем, доблестном сыне Отечества и обычном парне из оренбургской глубинки.

Фото предоставлено газетой «Прогресс-Т»