Спектакли в экстремальных условиях. Как артисты Оренбургского театра кукол играли для солдат ВОВ

В истории Оренбургского театра кукол есть опыт выступлений для солдат Великой Отечественной войны. Например, труппа из 10 человек с 31 июля до 15 сентября 1944 года показывала спектакль «По щучьему велению» Елены Тараховской в армии Карельского фронта.

Фронтовой маршрут театра был сложным: Москва, Беломорск, Петрозаводск, Суоярви, Рио-Товара, Эхкиля, Лепинь-Ельня, Валенкуля, Кочкома, по реке Чирко-Кемь. Вечерами ширму освещали фары машин, играли по 3 – 4 спектакля в день в периоды короткого отдыха солдат до или после боев. Актеры выступали в лесу, землянках, полевых госпиталях, палатках медсанбата, однажды даже в прачечной.

Огромной популярностью пользовался спектакль «По щучьему велению» у солдат: в период с 1944 по 1946 годы его поставили 350 раз! В каждой точке фронтового пути находились земляки. После спектакля они подбегали к артистам, старались пожать руки, поцеловать, хотя раньше не были знакомы. Просили после возвращения навестить их семьи, писали записочки и адреса.

— Вечером играли спектакль у берега Онежского озера. Освещали ширмы фарами машин. Ужинали в землянке. Так продолжалась фронтовая жизнь… Из Петрозаводска, где мы играли в госпиталях, на батареях, в основном на воздухе, иногда спектакли прерывались из-за налетов, нас погрузили в битком набитый вагон и с бойцами перевезли на берег реки Суоярви… В тумане при переезде теряем дорогу. Раздают оружие, и наши женщины боятся брать автоматы. Берет только Богатырева. Она фронтовичка… Несколько дней играем вблизи финских частей. После нашего спектакля выступают солдаты. Еще никак не можем привыкнуть к перемирию, радуемся, — писал в своих воспоминания артист кукольного театра Николай Плешков.

Даже в самые тяжелые дни войны зрительные залы школ, клубов были переполнены. Оренбургские куклы играли в эвакогоспиталях Оренбурга, в Бузулуке, Бугуруслане, на руинах освобожденного Воронежа. И всюду их принимали восторженно. Спектакль «Неумирающий Антон» о несгибаемости русского народа в Воронеже окрестили «Бессмертный Антон». Он настолько запал в душу зрителям, что приходили посмотреть его и дважды, и трижды. В тылу артисты сыграли 182 спектакля, которые посмотрели 73 тысячи зрителей. Искусство театра кукол, народного, оптимистичного по своей сути, было востребовано. Свидетельств тому много, одно из них – бережно хранимая благодарность от лейтенанта из госпиталя: «Спасибо, друзья! За прекрасный час! За теплые чувства привета. Как радостно знать, что больная душа Родины лаской согрета!».

Семь человек из театра добровольцами ушли на фронт. Молодая актриса Анна Богатырева, игравшая восточную красавицу Будур в «Волшебной лампе Аладдина», из сказки отправилась в страшную реальность. После окончания в Сталинграде курсов воздушного наблюдения, оповещения и связи она попала на передовую, в самое пекло. Вернувшись в Оренбург после ранения в 1944 году, Анна снова пришла в театр. Труппа пополнилась актрисой-фронтовичкой, награжденной медалью «За оборону Сталинграда». А вот актер Олег Циглер не вернулся с войны, погиб в Бресте. Последнее письмо от него датировано 20 июля 1941 года. 18-летним юношей добровольцем ушел на фронт комсомолец, электрик театра Николай Кашковский. Гвардии лейтенант, танкист Николай Федорович Кашковский погиб в 1945 году в боях за город Будапешт. Погибли, защищая Родину, актеры Иван Горин и Георгий Каскайкин.

Самоотверженный труд артистов был отмечен правительственными наградами. Восемь артистов театра кукол наградили медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». За работу на фронте актеры получили персональные благодарности от командования фронтом.