С семьей блокадницы Зои Николаевой из Оренбурга солдаты делились хлебом
Два чемоданчика с хлебом, который передавали солдаты их семье, до сих пор помнит ветеран блокадного Ленинграда Зоя Николаева. Оренбурженка предполагает, что может именно это и помогло им выжить.
— У меня была двоюродная сестра, которая служила связисткой в штабе на Ленинградском фронте. Корочки хлеба, которые оставались от трапезы, солдаты отдавали ей. А некоторые вручали и весь паек,- рассказала ветеран на встрече с молодежью в областной библиотеке имени Крупской.
Бойцы знали, что в семье Зои и ее тети растут шестеро маленьких детей. Они старались хоть чем-то помочь, чтобы сохранить жизни ребят. За время блокады сестра успела принести два чемодана с корочками хлеба. Этому добру в семье были несказанно рады.
Но однажды девушка пришла взволнованной и сообщила, что за ней гнался мужчина с топором. Она очень испугалась и решила больше не появляться в тех местах. Опасность тогда поджидала на каждом шагу.
Первый бой ленинградки
Воспоминания у ветерана блокадного Ленинграда яркие. Война настолько сильно врезалась в память, что даже мелкие детали не ускользнули. В 1941 году девочке исполнилось 6 лет. Папу забрали на фронт, и мама осталась одна с тремя детьми. Младшему ребенку было полтора годика.
— Семью планировали эвакуировать в первую очередь, но мы не захотели. Во-первых, перед Великой Отечественной прошла Финская война, которая длилась недолго. Мы подумали, что и в этот раз все так же скоро завершится. И потом нам только дали комнату. Потерять ее в то время не могли,- мысленно возвращаясь в детство сказала Зоя Николаева.
Так они остались на прежнем месте жительства. А через время власти решили вопрос об эвакуации одних детей. Их решили вывезти в Москву. Мама собрала Зою и ее четырехлетнего брата, приготовила им мешочки с едой. Ребят посадили в автобус и с другими малышами отправили в путь. На подъезде к городу выяснилось, что враг близко. После этого родственникам сообщили о возвращении их чад.
— Да, я не держала ружья, пистолета, не ходила в атаку. Но все-таки первый бой видела. Это случилось, когда нас посадили в товарный поезд. На обратном пути состав бомбили, а все вокруг горело,- вспомнила блокадница.
Мама – ангел-хранитель
Ветеран поведала о том, что кошек и собак съели в первые дни войны. Птички улетели из-за обстрела. В их квартире остался только лавровый лист, перец горошек, горчица и соль. Мама уходила на работу, а дети оставались одни. В надежде найти хоть маленькую крошку, ползали по полу. Но там давно ничего не было.
Потом ребятишки придумали как насытиться. Малыши решили попробовать опустить палец в соль, затем в горчицу и запить водой. Со временем от такого питания они стали опухать. Заметив неладное, мама спрятала воду.
К слову, за водой женщина ходила одна. На момент блокады ей исполнилось 25 лет. Зоя Николаева называет родного человека ангелом-хранителем. Она же получала хлеб по карточкам. Потерять талон тогда казалось чем-то ужасным. Ведь в таком случае от голода умирала семья. Не секрет, что в городе царило мародерство. Стоило человеку замешкаться или выбиться из сил и упасть, тут же прибегали разбойники. Воры отбирали единственную надежду на пропитание.
Кстати, мыться в то время не получалось, не говоря уже о стирке. Грязное белье просто снимали и бросали в печку. Радовало, что дрова у семьи были. Их шофера привезли и накололи в последний мирный день.
Очевидец страшных событий вспомнила, как дома варили холодец из столярного клея. Добавили туда лавровый лист, перец и горчицу. Но противный запах все равно ничем не перебивался. Мама попробовала остывшее блюдо и решила не давать его своим домочадцам.
Помнит Зоя Николаева и голодные дни в конце 1941 года, после которых половина горожан не смогла больше встать с постели. Люди умирали на ходу. В начале января 1942 года ленинградцам начали выдавать немного муки, потому что хлеб испечь не успели.
— Мама развела муку в чашке с водой. Мы макали палец в эту жидкость и облизывали его. Таким образом хоть что-то попадало в желудок,- поделилась блокадница.
По дороге жизни
Зоя Николаева очень тяжело пережила блокаду Ленинграда. Во время Финской войны девочка перенесла двустороннее воспаление легких. А в Великую Отечественную заболела туберкулезом. Необходимо было лечение и хорошее питание. Она сильно похудела, а кожа стала шелушиться.
Вырваться из изолированного города через какое-то время все же удалось через Ладожское озеро. Дорога до него была секретной, и водители пробирались по ней ночью без фар. Все понимали, что, если фашисты узнают об этом, незамедлительно разбомбят. И тогда у людей не останется никакой надежды.
Детей привезли в Рязань. Люди не могли поверить, что те еще живы. У Зои в этом населенном пункте жила бабушка, но из-за болезни девочку отправили на лечение в санаторий. Там она пробыла полгода.
— Увидев меня, дети испугались. А потом бегали смотреть как на диковину. Кстати, кормили в санатории хорошо, даже шоколад давали. Спустя два месяца я начала набирать вес,- отметила пожилая женщина.
Со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады прошло 76 лет. А Зоя Николаева до сих с болью в сердце вспоминает годы войны. С большим сожалением говорит о тех людях, которые так и не дожили до победы, не смогли увидеть, как жизнь начала налаживаться.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Блокадный» хлеб испекли кадеты президентского училища в Оренбурге
В Оренбургском президентском кадетском училище 27 января прошла акция «Блокадный хлеб». Она была посвящена 76-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Подробнее читайте>>>