Начинали с пьес советской пропаганды. Театру кукол в Оренбурге исполнилось 84 года

Оренбургский областной театр кукол отмечает сегодня, 18 июля, свой 84 день рождения. В этот день в 1935 году его артисты поставили первый спектакль «Ивашка-батрачок» в парке имени Перовского.

Точно не известны все детали сюжета постановки, но можно предположить, что это был идеологически-выдержанный спектакль. В одном из отчетов тридцатых годов отмечалось, что «тематика репертуара подобрана по следующим отделам:  жизнь детей зарубежных стран и их эксплуатация капиталистами, борьба детей против эксплуатации; жизнь детей в Советском Союзе и забота о них со стороны партии и правительства; быт старой деревни и эксплуатация детей и подростков кулаками».

Вероятно, «Ивашка-батрачонок» относился к пьесам третьего направления. На чудом сохранившихся фотографиях можно увидеть куклу мальчика то с ведрами воды, то за другой работой, за которым все время наблюдают хозяева со злыми лицами. Репертуар театра, состоявший поначалу из постановок пьес Марии Лидеман, вполне соответствовал идеологической тематике.  Это прослеживается по названиям спектаклей: «Ребята страны Советов», «Бей тревогу – враг у ворот», «У Джима есть товарищ».

Как выяснилось, большая часть творческого коллектива оренбургского театра прибыла из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). В тридцатые годы XX века Оренбург был местом ссылки, так здесь оказались многие творческие люди. Например, до отправки сюда актриса Людмила Ведерникова работала в Ленинградском театре балета и оперы имени Кирова и была партнершей Федора Шаляпина по опере «Борис Годунов». Здесь, в рождающемся театре для детей, ее сценический опыт очень пригодился.

Связи с северной столицей этим не ограничивались. Куклы к первому спектаклю тоже были сделаны в Ленинградском кукольном театре скульптором Мясниковым. Спустя год кукол будут создавать в Оренбурге, но, опять-таки, с помощью ленинградских мастеров.

В сентябре первого театрального года рецензенты отмечали «большую работу Оренбургского театра кукол по художественному воспитанию детей». Положительную критику получали замечательные декорации, световые эффекты и выразительные куклы, которые привлекали сотни ребят в клубе имени Ленина. Там ежедневно в весенние каникулы шли спектакли театра. В середине 30-х годов репертуар страдал из-за отсутствия драматургии для театра кукол. Но, на первых порах, пьесы Лидеман помогли нашему театру утвердиться как театрально-зрелищному предприятию, выполняющему задачи идеологического воспитания подрастающего поколения.

Возникновение театра юных зрителей стало заметным и радостным событием в жизни оренбургской детворы. Пресса не оставила его без внимания. В статье, посвященной второй постановке «Ребята страны Советов», выражалась горячая заинтересованность в дальнейшем развитии театра.

— Имеющий громадное воспитательное значение, сумевший завоевать симпатии ребят, театр вправе предъявить большие требования к общественности. У молодого театра нет ни собственной игровой площадки, ни прочной материальной базы. Долг общественности укрепить этот очаг культурного, веселого и полезного досуга детей, — писалось в газетах.

О популярности первого детского театра в Оренбурге можно судить по тому, что за первый летний сезон на его представлениях побывали 15 тысяч зрителей. И хотя назывался он тогда ТЮЗом, театр кукол считает именно 19 июля днем своего рождения.