На просторах морей. Оренбуржцы отмечают День ВМФ

Когда речь заходит о празднике военно-морского флота России, который отмечается в последнее воскресенье июля, невольно в голове прокручивается мелодия легендарного марша «Прощание славянки». За свою столетнюю историю он стал своеобразным гимном всех кораблей флота – ведь многие экипажи именно под его звуки уходили и возвращались из походов.

Немало среди наших земляков тех, кто стоял на защите морских рубежей Отечества. Виктор Задорожный из Ташлы – один из них: в начале 70-х годов проходил срочную службу в составе Северного флота.

Всем селом

Виктор Иванович хорошо знаком многим – тридцать лет он возглавлял главное энергоснабжающее предприятие села – Ташлинский РУЭС. Мало кто знает, что путёвку в эту отрасль он получил на флоте: именно там обучился азам, которые пригодились на гражданке.

… 1971-й год, ночь с 11 на 12 ноября, село Луговое. В доме на улице Зелёной всю ночь горит свет – супруги Иван и Мария Задорожные провожают своего старшего сына Виктора на службу в армию. Народу в доме – не протолкнуться: родственники, соседи, односельчане, молодые ребята и девчата поют и танцуют под несмолкающие звуки гармони. И лишь украдкой всхлипывала мать Мария, глядя на своего возмужавшего сына, с которым предстояла долгая разлука.

Это сейчас стало гораздо проще: у призывников мобильные телефоны, и в любое время можно связаться с родными, а тогда Виктор Задорожный вместе с десятком таких же ребят был отправлен из Ташлинского военкомата в областной центр на распределительный пункт. Куда занесёт судьба – никто из них и представить не мог.

На Северный флот

…Спустя несколько дней Задорожный под мерный стук колёс вагона поезда ехал из Оренбурга в Казань, где формировали эшелон для отправки в так называемую школу подводников — учебный отряд подводного плавания, базировавший в Кронштадте.

— Ох и долго мурыжили нас там! — вспоминает Виктор Иванович. – Почти неделю проходили дополнительную медицинскую комиссию. Каких только обследований и анализов не проводили, в том числе тестировали на выносливость, способность выдержать различные нагрузки, приближённые к условиям подводных кораблей.

Один случай, который произошёл уже непосредственно перед отправкой в учебный центр моряков-подводников, Виктор Иванович вспоминает с улыбкой:

— Оставался самый последний этап – встреча с председателем медицинской комиссии, слово которого решало многое. И вот захожу в кабинет. Он, строго взглянув на меня, спрашивает, обращаясь уже к членам комиссии: «А этот маленький куда?». «Как куда? В механики! — отвечают ему. — Образование среднее, работал трактористом, справится». «Так он же ключ не удержит! — и уже мне: — Как в школе учился, сынок? Что по физике было?» А у меня с этим предметом было хорошо – разбирался. Так и определил меня в электрики. Кто же тогда подумать мог, что впоследствии это станет делом моей жизни? Вот как бывает.

Уже потом, будучи матросом Краснознамённого Балтийского флота, ему ещё раз пришлось встретиться с председателем той самой комиссии. Как ни странно, он запомнил Задорожного и при встрече спросил: «Как служишь, сынок? На Северный флот пойдёшь!». Так и вышло – Виктор Иванович после прохождения обучения и получения специальности электрика отправился в посёлок Полярный Мурманской области, на подводную лодку «Б-103».

— Тогда не было принято называть корабли, как сейчас, именами городов, регионов, великих людей – делали проще: аббревиатура и номер, — продолжает Задорожный. — Экипаж был небольшой – 65 человек плюс двое штабных. Как и на любом корабле, мы были одной командой – во время походов действовали слаженно: каждый понимал важность точного исполнения обязанностей. Довелось служить под началом настоящих фронтовиков. Наш первый командир, капитан 2 ранга Эдуард Викторович Голованов, участвовал в военных действиях в Великую Отечественную, мичманы тоже. Затем, когда Эдуарду Викторовичу дали звание капитана 1 ранга и перевели на вышестоящую должность, командование кораблём принял капитан 3 ранга Дмитрий Николаевич Косолапов, более молодой, но с опытом управления. Сейчас их уже нет, но те, кому довелось служить под началом таких командиров, думаю, помнят этих людей. Конечно, наша подлодка давно списана и распилена, но до 1993 года исправно несла боевую вахту.

Виктору Ивановичу в своё время предлагали продолжить службу в составе родного экипажа «Б-103», но от возможности отучиться на мичмана он отказался, хотя, как человек ответственный, понимал непростую ситуацию с военными кадрами – ведь мичманов на кораблях не хватало: служили в основном офицеры и срочники. Контрактной служба стала сравнительно недавно, и сейчас на таких важных объектах только профессиональные военные.

Больше в море, чем на суше

Большую часть времени своей трёхлетней службы Виктор Иванович провёл в море: на его счету два морских похода длительностью шесть и восемь месяцев.

Присягу подводников принял в самом первом выходе в море, на глубине 380 метров в Баренцевом море, когда подлодка шла по направлению в Средиземное.

— Было всё, как положено: и морская солёная вода, и целование кувалды – это своеобразная «прописка» в море, — говорит Задорожный. – Дома даже сохранилось соответствующее свидетельство о принятии в подводники. Строго соблюдались и чтились и другие традиции подводного флота: встреча и проводы под марш «Прощание славянки», по возвращении – обязательно жареный поросёнок на подносе. Соблюдали и другие традиции, которые устанавливались не одно десятилетие. К тому же не теряют своей популярности они и сейчас.

Второй военный поход — Задорожному позволи побывать в Южной Атлантике, в районе Бермудского треугольника. За всё время он ступал на сушу в Алжире, Египте, Кубе, Гвинее, на Новой земле – в те годы выход советских подводников на берег был привычным делом.

— В заграничных странах тогда, в условиях «железного» занавеса, для советских людей, казалось, была совсем другая жизнь – настолько уклад местного населения отличался от нашего, — продолжает Виктор Иванович. – Но многие моменты редких выходов хранятся в памяти до сих пор. Конечно, их не сравнить с тем счастьем, которое испытал, встретившись на пирсе сразу после автономки с земляком – Николаем Григорьевичем Рузмановым, который нёс службу на другом корабле. Наверное, я не радовался так отпуску домой в 45 суток. Только представьте: бескрайнее море длительные месяцы, всё время под водой, без неба, скучающий по дому, а здесь раз – и будто привет из родного края… Только тот, кто испытал подобное, может понять меня.

…Возмужавший Виктор Задорожный в парадной военной форме подводного флота, с погонами старшины, в должности «старшина команды электриков» в ноябре 1974 года вернулся в Луговое. Радость переполняла родителей, которые всё это время получали короткие весточки от сына, пропадающего в военных походах.

Так завершилась морская эпопея Задорожного и началась другая — гражданская. Благодаря полученным в армии знаниям он нашёл себя и на суше: 43 года отработал в сфере энергетики района, а сейчас смог открыть собственное дело – вот уже третий год руководит ООО «Энергия».

Но каждый год, 19 марта, когда празднуется День моряка-подводника, и в последнее воскресенье июля он звонит по телефону своим сослуживцам из разных уголков страны или посредством Интернета связывается с ними. Бывших подводников не бывает. Им всегда есть, о чём поговорить – ведь морское братство едино.

Вера Луковенкова, «Маяк», Ташлинский район