Долгая дорога домой. В Кувандыке с воинскими почестями перезахоронили останки солдата Великой Отечественной войны
В апреле в соцсетях появилась информация, что воронежский поисковый отряд «Дружина» обнаружил останки бойца из Оренбургской области. Волонтеры искали родственников, чтобы перезахоронить его на родине.
Имя поднятого (так поисковики говорят о найденных на местах боев солдатах) бойца — Тиньгаев Филипп Михайлович, Согласно документам, сержант родом из деревни Карайгер, 1908 года рождения. Боец погиб 17 сентября 1942 года в Воронеже.
Филипп Михайлович Тиньгаев родился и жил в деревне Старый Карайгер. Одним из первых вступил в колхоз. В 1927 году женился, у них с женой Анной родились четверо детей — три дочки и сын. В конце тридцатых годов был назначен директором Блявинского элеватора. Они растили детей, трудились, радовались, что жизнь становится лучше. И тут — война.
В начале 1942 года пришла повестка. Два месяца находился в учебной части под Оренбургом. Жена повезла ему передачку, тогда и виделись в последний раз. Весной его уже отправили на фронт.
Лето и осень 1942 года — самое грозное и тревожное время войны. Попал сразу в пекло, под Воронеж, где шли ожесточенные бои: части Красной Армии стояли насмерть на пути гитлеровцев, которые рвались к Сталинграду и на Кавказ. Сержант Тиньгаев воевал на Воронежском фронте в составе 16-й истребительной противотанковой бригады под командованием А.В.Чапаева — сына героя Гражданской войны. Солдат о себе в письмах говорил мало, написал только: «Нюра, приду домой, тогда всё тебе буду рассказывать». Наказывал: «Береги детей».
В последнем письме писал, что им приказано держаться любой ценой, не пропустить немцев на левый берег реки. Река Воронеж делила город надвое, на одном берегу были гитлеровцы, на другом наши… Оборона Воронежа по значимости и накалу стоит в одном ряду с битвами за Ленинград и Сталинград.
В сентябре 1942 года южнее города развернулись самые ожесточенные бои. Там сражался и сержант Тиньгаев. Во время наступательной операции он погиб. Сын солдата, Михаил, рассказывал: «Когда провожали на фронт, помню, обнимал его, плакал…».
Когда принесли похоронку, он, мальчишке было 11 лет, уже работал в колхозе погонщиком. «Пришел домой, — вспоминал он, — мама плачет, бабушка плачет… Я обнял её: «Мама, не плачь, я тебя не брошу!» Он остался в семье за мужчину, был опорой матери и сестрам.
Сын всю жизнь искал отца. В извещении о смерти было написано, что он «похоронен в Придачи г.Воронеж». Михаил ездил в Воронеж, но никаких следов или упоминания о нем найти не удалось. Но верил, что не пропал он бесследно, и всё говорил: «Всё равно папку найду!». Собрал все документы, отвёз. Через некоторое время пришло известие: «Приезжайте. Фамилия вашего отца увековечена».
Это было в 80-х годах. Тогда в городе перезахоронили в братской могиле останки безымянных солдат. Ф.М. Тиньгаев — выбито на плите мемориала в Воронеже. Михаил с дочерью ездили поклониться его памяти. Сына солдата воронежцы и потом приглашали на День Победы в свой город, защищая который он погиб.
— Когда узнала, что он всё-таки нашелся, такое охватило волнение… И радость, и слёзы… Отец не дожил до этого дня, — с горечью говорит его дочь и внучка героя, Людмила Михайловна Зырянова.
Как говорят поисковики, солдат, по всей видимости, погиб при бомбежке. Рядом лежали противогаз, саперная лопатка, каска и котелок, на котором крупно нацарапана фамилия — Тиньгаев. По этой надписи и удалось установить имя бойца.
Командир поискового отряда постоянно был на связи с родственниками солдата. Когда все формальности были улажены, и спецавтомобиль с останками поднятых солдат выехал, позвонил: «Я своего бойца отправил на родину!»
В рамках проекта поискового движения «Дорога домой», останки, которые удалось идентифицировать, доставляются на родину для торжественного перезахоронения. В этом рейсе поисковики везли домой двенадцать бойцов, наш был вторым, а остальных солдат ждали в Екатеринбурге, Магнитогорске, Томске…
В Кувандыке в храме прошло отпевание. Затем на Холме Славы состоялось торжественное прощание. Проводить в последний путь воина пришли родственники, глава округа, военный комиссар, представители общественных организаций, учреждений, юнармейцы, члены военно-патриотических клубов, жители города.
— Мы многие годы ждали дня, когда сможем узнать, где погиб наш отец, дед и прадед. Для нас это большое счастье. Низкий всем поклон! — поблагодарила всех, кто причастен к поиску и собрался сегодня здесь, Людмила Михайловна.
— Вот ты и пришел домой, папа, — бессильно опустилась перед гробом дочь солдата, 82-летняя Тамара Филипповна Отрешко.
Сегодня из детей в живых осталась она одна. Ей было пять лет, когда отец ушел на фронт.
— Помню, был высокий, в коричневом костюме. Пришла подвода и он уехал.
Помню, как принесли похоронку и заплакала отцова мать. Мы были дома с ней вдвоём, мама на работе же день и ночь. Я еще читать не умела, а она увидела бумагу — и так заголосила…
Я ездила туда, в Воронеж, где он пролил кровь. Памятник там громадный воинам стоит, — всю жизнь дочь хранила память о дорогом человеке.
До земли поклонилась она всем, кто принял участие в перезахоронении. Спустя 77 лет солдат вернулся с войны. Обрел покой на родной кувандыкской земле.
Руфина Байбулатова, «Новый путь».