День ВВС: оренбуржец Николай Левченко посвятил авиации больше 20 лет
Военный летчик первого класса, полковник, оренбуржец Николай Федорович Левченко посвятил авиации больше 20 лет своей жизни. Большую часть этих лет он провел между двух пространств – небом и водой, так как служил на флоте.
Мечта стать летчиком появилась у Николая Федоровича еще в возрасте мальчишки. Так получилось, что самолеты оренбургского учебного полка летного училища, который был расположен в Чебеньках, постоянно пролетали над селом Надеждинка Саракташского района, где жил Левченко. С самого детства его взгляд был устремлен вверх. Именно наблюдая за полетом «крылатых» машин, Николай «заболел» небом.
– Еще до школы я говорил, что стану летчиком. Даже пытался сделать самолет, из сепаратора конструировал ему пропеллер, – вспоминает он.
Семья к детской мечте всерьез не относилась. Все ребята в то время хотели стать космонавтами, или, как минимум, летчиками. Однако Николай Федорович был намерен воплотить желание в реальность. Будучи в выпускном классе, в тайне от родителей, он прошел все необходимые комиссии, успешно сдал вступительные экзамены. Он не попал на выпускной вечер, зато 4 августа 1970 года стал курсантом легендарного Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков имени И. С. Полбина, того самого, где когда-то учился Юрий Гагарин.
– Тогда началась моя жизнь, совершенно другая. Отец спокойно отнесся к этому выбору, а для мамы это стало шоком. Она переживала за меня постоянно, молилась, но ничего – вот я уже дожил и до седин, – рассказывает Николай Левченко.
На первом курсе ребята изучали теорию. А на втором у молодых курсантов начались практические занятия. Как вспоминает Николай Левченко, их тогда вывозили на аэродром под Оренбургом, где и происходило первое знакомство с самолетом – Л-29 чехословацкого производства. В сопровождении инструкторов юноши летали определенное количество часов, а в конце второго курса уже могли самостоятельно пилотировать.
– Впечатления неописуемые, когда ты поднимаешь машину в небо. Позади никого нет и все зависит только от тебя. Смотришь на стрелки – они там, где нужно, режим полета выдерживается, и тогда ты успокаиваешься. Когда полет завершается, тебя поздравляют, по традиции, ты достаешь вылетные папиросы и всех угощаешь, – вспоминает офицер.
Окончив училище в 1974 году, курсантов разбросали по всей стране. Николай Федорович попал на Северный флот. С двумя чемоданами вещей, вместе с молодой женой Любовью он отправился в Архангельск. Оренбуржец начал свою карьеру в морской ракетоносной авиации с должности правого летчика. Он попал в 574-й отдельный ордена Ленина Краснознаменный авиационный полк. В задачи полка, а это 34 ракетоносца и самолет-обеспечение, входило «уничтожать» авианосцы и корабли. Конечно, военных действий не происходило, но оружием перед вероятными противниками летчики «бряцали». Воздушная граница находилась под постоянным контролем авиации.
Отслужив 10 лет в Архангельске, Левченко дошел до должности командира эскадрильи. Затем его перевели в Вологду на должность заместителя командира. Вместе с местом жительства офицер поменял и род авиации – он стал разведчиком. Задачи ставились другие, но не менее интересные.
– Помню, мы вылетали в дальнюю зону в районе Англии. Нам нужно было найти авианосец и доложить об его расположении. Первый экипаж вылетел и вернулся ни с чем. Потом – мы. Полет продолжался почти 13 часов. Нашли! Отследили, определили его ход, курс, сделали фотографии и вернулись на базу, – рассказывает летчик.
Потом после окончания Военно-морской академии им. Маршала Советского Союза А. А. Гречко в Ленинграде Николая Федоровича направили на должность командира 24 Отдельного противолодочного авиационного полка дальнего действия и одновременно он был начальником гарнизона Североморск-1. «Противолодочники», как говорит Левченко, занимались отслеживанием подводных лодок. Этим непростым делом офицер занимался в течение пяти лет до тех пор, пока его полк не расформировали. Затем он вернулся в родное Оренбуржье и заступил на службу в 117 оренбургский военно-транспортный авиаполк. Он завершил военную карьеру в 1999 году в должности начальника службы безопасности полета 18-й военно-транспортной авиадивизии. Дивизию расформировали, и он был уволен в запас.
За плечами полковника – сотни важных задач, 3200 часов налета, восемь освоенных самолетов. В этом году Николай Левченко отметил 50-летний юбилей, как он впервые надел форму летчика, китель которой, спустя столько лет, увешан медалями. Отвечая на вопрос о том, что для него значит небо он, как свойственно военным, ответил коротко и ясно: «Небо – это лучшая часть моей жизни».