Диалог производителей и сетей: в Оренбуржье товарооборот местной продукции вырос на 35%
В Оренбургской области, как и по всей России, реализуется стратегия развития местной пищевой и перерабатывающей промышленности. Основные участники полезного для всех диалога, позволяющего говорить о продовольственной безопасности и успехах в импортозамещении, – местные производители и торговые сети. Согласованность действий контролирует региональное правительство.
На прошлой неделе на одном из совещаний губернатор Оренбургской области Юрий Берг в очередной раз напомнил сельскохозяйственным производителям о необходимости работы по формату «поле – прилавок».
– Есть местная продукция в оренбургских магазинах, значит, есть переработка, есть сырье для нее, которое поставляет село. Значит, есть цепочка «поле – прилавок», от успешной работы которой зависит экономика как сельхозпроизводства, так и пищевой отрасли, – уточнил глава региона.
Возможность покупать оренбургское для потребителя является прямым подтверждением продовольственной безопасности Оренбуржья. В условиях санкций и курса на импортозамещение полки, заполненные «своим» молоком, хлебом и мясом – весомый аргумент для анализа экономической ситуации в регионе.
Обеспеченность жителей Оренбургской области хлебом, мясом и молоком всегда была на высоком уровне. Инвестиции и господдержка сельского хозяйства, курс на импортозамещение и понимание крестьянами востребованности местной продукции позволили достигнуть 100-процентных показателей. Пару месяцев назад у импортных овощей на оренбургских прилавках появились серьезные конкуренты: тепличные хозяйства области настроены уже в этом году заместить часть привозных огурцов и томатов. И если местным тепличным овощам еще только предстоит пройти «квалификационный отбор», чтобы попасть на прилавки самых крупных торговых сетей, то по ряду других категорий товаров присутствие на полках достигает 95 процентов.
Так, по данным министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области доля товаров местных товаропроизводителей и поставщиков в «Пятерочке» составляет 21 процент, «Перекрестке» – 10 процентов, «Карусели» – 14 процентов. Напомним, что масштабное расширение магазинов компании Х5 Retail Group в Оренбургской области началось менее года назад. Федеральная сеть сразу же заявила о намерении активно работать с поставщиками региона. Сегодня можно отметить, что местные производители активно обеспечивают бесперебойность поставок, способствуют обеспечению населения качественными продуктами питания.
Всего в сетевые магазины группы компаний Х5 продукцию местного производства поставляют более 40 оренбургских компаний. Основную долю из них составляют поставщики хлеба и хлебобулочных изделий, мясной и молочной гастрономии. В основном это крупные и средние предприятия перерабатывающей промышленности.
В частности, в магазинах «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» доля местных товаров по хлебу и хлебобулочным изделиям составляет 95 процентов, мясной гастрономии – 70 процентов, кондитерским изделиям – 50 процентов. Молочные прилавки на 40 процентов заполнены продукцией предприятий региона.
В региональном минсельхозе уточняют, что уровень товарооборота продукции местных производителей вырос в 2016 году по отношению к 2015 году на 35 процентов.
– Основной задачей, которую необходимо сегодня решить нам и местным товаропроизводителям при предложении своей продукции сетевым магазинам – это существенное повышение стандартов по качеству продукции, системности поставок, упаковке, информации на товаре, в логистике, ведении документооборота. Наши предприятия должны подняться до уровня европейских поставщиков. Федеральные торговые сети являются серьезным стимулом для развития, дают хорошие возможности для роста производства, – считают в ведомстве.
Появление в регионе нового крупного игрока на рынке торговли повлияло на работу местных товаропроизводителей. Не секрет, что федеральные сети на правах партнера выставили собственные требования, задали определенный уровень, в том числе и по качеству производимой и поставляемой продукции. Это стало своеобразным толчком для развития оренбургских предприятий. В сотрудничестве с Х5 многие открыли для себя новые возможности по повышению конкурентоспособности. Так «Новотроицкий мясокомбинат» перешел на электронную бухгалтерию. ИП Григорьев (выращивание грибов) – предложили новые виды продукции для поставки в магазины. Предприятие «Степные просторы» с помощью Х5 расширило территорию для сбыта, вывело отдельные позиции своей продукции для продажи за пределами Оренбургской области.
– Требования Х5 по качеству продукции являются полностью обоснованными и соответствуют стандартам качества. Обойтись, на наш взгляд, можно без излишних бюрократических моментов, увеличивающих объём работы, – рассказал директор по развитию ООО «Новотроицкий мясокомбинат» Юрий Калугин. – Сеть магазинов Х5 в Оренбургской области появилась сравнительно недавно и является перспективным партнёром в плане увеличения объёмов продаж, обладая большим потенциалом развития.
На предприятии выделяют сразу несколько положительных моментов в работе с сетями:
– Во-первых, это возможность в будущем выйти на всероссийский рынок продаж и осуществлять поставки в другие регионы; высокие требования к упаковке, составу, кодированию продукта, дизайну, оформлению и другим характеристикам позволяют быть в курсе текущих тенденций рынка колбасных изделий и экономической ситуации в стране в целом. Требования международных стандартов позволяют навести порядок на производстве. Появилась возможность оценить свою продукцию в разрезе конкурентов федерального уровня. Работа с сетями дисциплинирует и повышает квалификацию кадрового состава.
Оренбургские производители при отладке системы реализации не остаются один на один с торговыми сетями. При необходимости в диалоге участвует региональное правительство – министерство сельского хозяйства и министерство экономического развития.
– Сотрудничество между министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и торговыми сетями компании Х5 активно ведется с момента появления самых первых магазинов компании с 2014 года. С первых дней работы магазинов потребовались поставки местной продукции, и сетевики обратились за помощь в правительство области. Сегодня взаимодействие осуществляется по самым разным направлениям: определение перспективных производств для заведения их продукции в ассортиментную матрицу торговых сетей, проведение Дней поставщиков и торгово-закупочных сессий, приглашение торговых сетей с одной стороны и производителей – с другой для участия в совместных мероприятия – выставках, конференциях, форумах. Компания – постоянный участник ежегодной выставки «Меновой двор», – отметил начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности регионального министерства сельского хозяйства Алексей Николенко.
Напомним, в 2015 году на пятом Евразийском экономическом форуме в Оренбурге было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Оренбургской области и Компанией Х5.
– Совместными усилиями определяются те недоработки, которые еще присутствуют у местных предприятий перерабатывающей промышленности, фермеров, предпринимателей, которые мешают им зайти в магазины со своей продукцией. Такие недостатки стараемся оперативно исправлять. Если говорить в общем, то сетевые компании и правительство Оренбургской области вырабатывают совместную и согласованную стратегию развития местной пищевой и перерабатывающей промышленности и реализуют ее на практике, – уточнил Алексей Николенко.
Реализовывать на практике стратегию развития местной пищевой и перерабатывающей промышленности в Оренбуржье удается единой командой, в которую входят производители, региональные власти и торговые сети.
– Поставка в наши магазины продуктов от местных товаропроизводителей – одно из приоритетных направлений работы в последние годы, – рассказал директор Волжского филиала компании Х5 Артем Спиваков. – Мы ищем добросовестных производителей, ведем с ними постоянную работу и, как итог, получаем на полки наших магазинов местные, свежие, качественные продукты, востребованные покупателями. Для того чтобы работа с местными товаропроизводителями была взаимовыгодной и шла бесперебойно, приходится ставить перед поставщиками четкие, понятные требования по качеству, цене, упаковке, маркировке, логистике, еще ряду показателей. В постоянном диалоге с нашими действующими и потенциальными поставщиками мы выводим продукт на необходимый уровень, помогаем местным товаропроизводителям совершенствовать производство и сбыт. Одним словом, делаем общее большое дело по реализации жителям регионов хорошей продукции в хороших магазинах.
Придя на оренбургский рынок, группа компаний Х5 предложила маркировать ценники на товары местных производителей. За год стикеров «Сделано в Оренбуржье» на прилавках заметно прибавилось. Учитывая значимость работы торговой сети с предприятиями пищевой промышленности региона, можно с уверенностью говорить, что специальные ценники не просто сообщают о месте изготовления молока или колбасы, а гарантируют качество и свежесть продукта.