По дороге к Кинотавру: столичный режиссер рассказала, как не стала оренбургской журналисткой
«Лучший дебют» Кинотавра за «Интимные места» и «Кризис нежного возраста» на ТНТ. Режиссер этих картин — Наталья Меркулова. Мало кто знает, но родом она из Оренбургской области.
С 13 апреля в прокат вышел ее новый фильм — романтическая комедия «Яна+Янко» (продюсер фильма – Анна Меликян). Сейчас Наталья готовится к новому проекту на Мосфильме, В перерыве она рассказала RIA56 о творчестве и связях с Оренбургом.
Наталья родилась в Бузулуке, на родине отца, Федора Николаевича Меркулова, он — ветеринар, а мама, Любовь Александровна, в девичестве Кравцова – медик, из села «Казанка» Соль-Илецкого района. Когда Наталье исполнился год, отца по распределению перевели в Сибирь, в Иркутскую область – в деревню Едогон, поэтому Наталья ощущает себя больше сибирячкой. Именно там прошло ее детство:
— Для меня было главное — просто уехать из деревни куда-нибудь подальше. Так я оказалась в Иркутске, поступила на факультет журналистики. Началось все с папы: никого отношения к журналистике он не имел, но частенько писал для местных газет. Статьи, конечно, были специфическими, по его ветеринарной специальности, например, о важности вакцинации крупного рогатого скота и т.д. У него, действительно, хороший слог и он всегда здорово мог формулировать мысли. Я даже жалею, что он не занялся писательством серьезно, думаю, у него получилось бы что-то в духе Шукшина. Я смотрела на него и мне это нравилось: что это у папы статьи выходят, а у меня нет. Я тоже хочу видеть свою фамилию: в общем, тщеславной была с детства, исключительно на тщеславии и выезжаю (смеется). Тогда папа познакомил меня с редактором, мне разрешили написать первую статью про Пасху. Интернета не было, что-то найти про этот праздник в сибирской деревне было нелегко, потому что сибиряки вокруг были почти все неверующие, и я помню, как по крупицам собрала материал. Папа меня сфотографировал в платке где-то возле сарая со свиньями, и я довольная собой написала свою первую публикацию. Ее напечатали целиком со всеми моими орфографическими ошибками, редактор считал, что статья блестяще написана, следовательно, должна выйти без исправлений… Конечно, я навела шороху в деревне сразу, все говорили «Что это у нас завелся журналист?» — так появилась мысль о журналистике…
Режиссеры Наталья Меркулова и Алексей Чупов, октябрь 2013 года. "Лучший дебют" на Кинотавре за фильм "Интимные места"
Для меня Оренбург – это раз в году поехать к бабушке: гудроном покрасить дом и кизяком помазать сарайчик. И каждый раз, выполняя эти работы, я грустно спрашивала: «А можно мне в цирк сходить хотя бы?». Вот детство мое золотое – летишь 4000 км, чтобы оказаться в такой же деревне, как и наша.
Когда я училась на первом курсе факультета журналистики, мне понадобилось пройти практику. Так как традиция – приезжать в Оренбург на каникулы сохранилась, я предупредила родственников, что на этот раз полечу к ним только с условием, что пойду работать на местное ТВ. Прилетев, я посмотрела в газете телепрограмму, чтобы узнать, какие есть в городе каналы. Первым мне попался негосударственный канал, помню, редакция находилась на улице 8 марта. Лето, жара, мухи летают, кондиционеры не работают, сидит какой-то замученный директор канала. Я захожу к нему в суперкоротком сарафанчике и говорю: «Мне нужна работа!». Он такой: «Ты вообще кто?», а я: «С первого курса, из Иркутска!»… Он, конечно, был в шоке, но так как все были в отпусках, рабочая сила прибыла вовремя. Меня подкрепили к корреспонденту Мише Белову, он из-под очков посмотрел на меня сначала снизу вверх, наткнулся на мое заинтересованное лицо и сказал: «Ну что, у нас там, в роддоме воду отключили, давай езжай, сделай репортаж!» – это был мой первый сюжет в жизни.
Мне дали оператора с фамилией – Ростов, и мы поехали. Я Наташа, он — Ростов, первая съемка – роддом. Я-то думала, дали опытного оператора, надеялась, он все сделает за меня, а у него, как оказалось, у самого чуть ли не первый сюжет.
Мы приехали, я интуитивно что-то сделала, поспрашивала, как долго нет воды, как рожают в таких условиях: мне повезло с темой, фактура была конфликтная — роженицы кричали нам в кадр: «Доколе такое будет продолжаться, нет воды, давайте отправим сюда этого мэра города, пусть сам родит в таких условиях!».
Приезжаем в редакцию, я не знаю, что делать, мне говорят: «Сочинение в школе писала? Ну и пиши!». Этим же вечером репортаж вышел в эфир. Я прихожу с работы, меня усаживают за стол, накладывают в тарелку любимой вашей еды — икра баклажановая, я говорю: «Включайте телевизор, будем смотреть мой репортаж». Родственники были в шоке, ведь только утром я ушла устраиваться… В итоге, за месяц работы я сняла, наверное, 30 репортажей. В редакции шутили: «Наташа, оператор, с которым ты работаешь на самом деле РОстов, а не РостОв, так что ты не рассчитывай…»
Я провела прекрасное лето в Оренбурге. Последний день в редакции: мы все уже порыдали друг у друга на плече, а редактор уговаривал меня остаться, ему нужны были рабочие корреспонденты, которые могли снимать по два репортажа в день, он, всплакнув, сказал: «Как же мы вас, назад, в Сибирь?»
В Иркутск я уже приехала сложившейся личностью и начинающим тележурналистом, и меня везде брали работать. Я устроилась на небольшой частный канал, он мне понравился тем, что там начинали работать дерзкие ребята, которые только-только закончили курсы на Би-Би-Си, у них было новое, современное, смелое представление о журналистике, это меня привлекло.
В регионах, на тот момент учиться специальности «тележурналистика» особо было негде, в институтах традиционно упор делался на газетчиков. Тогда десять лет назад все мечтали попасть в «Интерньюс» эта организация одна из немногих, которая занималась обучением региональных журналистов. Конечно, тогда мы романтизировали нашу профессию – ребята, которые только вчера выпустились из вузов, грезили свободой слова, казалось, что мы, действительно, имеем свое мнение и можем на что-то влиять, мы верили, что это очень крутая профессия. Я довольно быстро стала главным редактором нового канала, наверное, это надо связывать с большой нехваткой кадров в регионе. Я как-то не чувствовала, что поднимаюсь по карьерной лестнице, все шло само по себе, был какой-то поток и я не замечала, что у меня меняется статус и положение. Но, в связи с тем, что изменилась страна, изменилась профессия «журналистика», исчезла в ее первоначальном понимании, закрыли «Интерньюс». У меня просто опустились руки, началась настоящая депрессия, но человек сам ищет, как вытащить себя из этого состояния, и я пыталась найти себя в новой области.
Поначалу смотрела в интернете, какие есть обучающие программы и увидела, что существует курс документального кино. Я поступила, это был первый опыт, когда режиссуре учили дистанционно. Я этим страшно увлеклась и обнаружила, что у меня есть потенциал, про существование которого я не знала. Для тех, кто быстро разочаровывается в профессии, которую легко освоить, кино – бездонная история.
Муж Натальи Алексей Чупов предполагает, что ее профессия сложилась на генетическом уровне. Ведь ее дедушка, Николай Никанорович Меркулов, живший в Оренбургской области, был киномехаником, крутил кино, даже значок заслуженного работника кинопромышленности у него был. «Кстати, прототип дедушки вошел в наш новый сценарий «Человек, который удивил всех»,. Там герой даже разговаривает, как Наташин дед» — рассказал Алексей.
Наталья Меркулова считает, что в «генетической» версии есть доля правды.
— Папа, благодаря дедушке, посмотрел огромное количество фильмов в детстве, он мне рассказывал, что привычка есть в кинотеатре была сформирована еще с детства. Все вокруг что-то жевали. Я удивлялась: что же вы могли есть в кино, если попкорна не было? Папа говорил, что в их детстве без куска хлеба с салом в кинотеатр не ходили. Видимо, это какой-то важный и синхронный процесс в организме зрителя – смотреть и есть, два удовольствия сразу получать.
Когда я переехала в Москву, то пошла учиться на курсы сценаристов для телесериалов. Тогда сериальный бум в стране только начинался. Кинокомпания Амедиа активно привлекала к сотрудничеству людей из регионов, обучая их на месте сериальному ремеслу. Я прошла двухнедельное обучение и осталась там же работать, но не сценаристом, сразу у меня не получилось оседлать эту профессию, а журналистом, нужны были первые деньги, чтобы как-то выжить.
В это время я встретила в Москве Лешу (Алексея Чупова) помню, он мне тогда сказал: «А че ты сюда приехала?», — я ему говорю – «Мечтаю о кино…» — а он мне: «Почему никак не продвигаешься к своей мечте!». И я вдруг поняла, что второй год живу в Москве и не делаю никаких попыток, осуществить свою киномечту. Именно тогда я решила пойти на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, начала собирать первые деньги, потому что это было недешево, тогда обучение стоило около 6 тысяч долларов. Для человека, у которого вообще нет денег — это очень большая сумма.
Я пошла учиться в 26 лет заново, и это оказалось непросто: дневному обучению посвящалось все время, не было возможности совмещать учебу с работой. Нужна была какая-то финансовая подушка, и Леша меня в этом отношении выручил. Это был необычный опыт, я никогда спокойно не училась с утра до вечера — постоянно работала: я уехала из деревни в большой город должна была себя содержать, так что я впервые получила настоящий кайф от учебы. Так что с Лешей, мне, конечно, повезло. Это были прекрасные два года моей жизни, Леша все время снимался в моих короткометражках — учебных заданиях. Но, наверное, страшнее оказались следующие несколько лет, когда ты заканчиваешь учебу и оказываешься никому не нужен, никто тебя не ждет, даже если ты приходишь и говоришь: я выполню для вас эту работу бесплатно, никто не будет рисковать и пускаться в дорогостоящее производство с дебютантом. С одной стороны, я понимаю продюсеров, с другой стороны не знала как преодолеть западню, в которую попадают все выпускники. Вообще у меня была принципиальная позиция, я не хотела идти вторым режиссером или ассистентом в кинопроекты, я знаю себя, что застряну, начну осваивать другую профессию, и у меня не останется сил на самое главное.
Мы, никому не нужные, выпускники ВКСР, собрались вместе и решили хоть как-то реализоваться в профессии и сделали клип для группы «Город 312» — «Помоги мне», в котором снималась Паулина Андреева, это была ее первая роль. Клип получился роскошный, ужасно дорогой, в стиле фэнтази. Но даже такой удачный опыт не открывает перед тобой двери в большие киностудии. Тогда я сказала Леше: «До каких пор я буду сходить с ума, давай делать хоть что-то, чтобы приблизится к кино, давай писать сценарий полного метра!» — с этого началась история «Интимных мест».
Когда сценарий был готов, мы стали рассылать его по продюсерским центрам, он никому не понравился, никто из продюсеров не хотел запускать наш фильм. И, тогда я считаю, что произошло чудо: Лешин друг — Дмитрий Аржанов решил дать нам денег на производство, тогда уже мы с деньгами и со сценарием пришли к продюсерам Юлии Мишкинене и Бакуру Бакурадзе. Объединив усилия, мы смогли снять фильм.
Новый фильм «Яна+Янко» это, наверное, первый наш фильм на который можно пойти с детьми.
— Это абсолютно женское кино, написанное женщинами, снятое женщиной, сыгранное женщиной, — рассказывает Алексей Чупов.
Режиссер Наталья Меркулова, актриса Кагита Ромади и звезда фильма Олеся Судзиловская на премьере романтической семейной комедии "Яна+Янко"
Наталья Меркулова вспоминает:
— История была такая: у Леши есть ребенок от первого брака Ваня, когда мы с ним познакомились, ему было пять лет, и на меня вдруг неожиданно свалился такой опыт: деловая женщина и маленький ребенок, что из этого может выйти. Ваня — совсем не такой мальчишка, как показано в нашем фильме. Он не хулиган, скорее наоборот очень воспитанный мальчик. Мы с Лешей стали рассуждать на эту тему, вот так родился этот сценарий. Когда уже началась подготовка к съемкам я стала изучать в качестве референсов фильмы по этой теме, и выяснилось, что есть такой американский фильм «Энни», просто зеркальное отражение нашего сценария, правда в главных ролях мужчина и девочка, а по жанру — мюзикл. Удивительно, что мы написали такой похожий сценарий и никто из трех сценаристов (Екатерина Мавроматис, Алексей Чупов, Наталья Меркулова) не видел «Энни».
Мальчика в моем фильме сыграл Даниль Зинатуллин. Нашли его в Казани, и это чистая удача, продюсер Олег Кириченко делал кастинг для другого проекта и заметил талантливого мальчика. В Москве на кастинг приглашали настоящих цыган, в моем воображении это были чумазые маленькие бандиты, а в реальности приходили изнеженные мальчики со скрипками, не играющие в футбол, а увлекающиеся шахматами. Зато нам достался такой замечательный татарин восьми лет, он прекрасно сыграл цыгана и работал на площадке, как настоящий взрослый актер.
Режиссер Наталья Меркулова и звезда фильма Даниль Зинатуллин на премьере романтической семейной комедии "Яна+Янко"
Сейчас параллельно с прокатом идут показы в благотворительных центрах – для детей из проблемных семей и детских домов. Они очень живо реагируют на все, что происходит на кране. Обычно зрители на показах – то посмеются, то прослезятся. Этот фильм можно смело смотреть всей семьей.