Маятник
Всё-то маятник уносит нас то в одну сторону, то в другую, мимо золотой середины!
Возьмём историю нашего края: Пугачёв и его мужики и казаки были народными героями, теперь стали только кровожадными зверями. А как быть с образным рассказом старухи-собеседницы, которые Пушкин так оценил, что даже подчеркнул в дорожной тетради – благородные гусары, захватив крепость, «ржут по улицам и мясничат» пугачёвцев?
Хорошими были красные, мы пели про «комиссаров в красных шлемах», которые бились за народное счастье против белых. Теперь маятник унесло в другую сторону: красные – убийцы, белые – герои.
Когда же мы научимся понимать простую вещь: в гражданской войне (а пугачёвщина тоже была гражданской войной) не может быть полностью правых и целиком виноватых? Это всеобщая трагедия народа, когда одна его часть уничтожает другую, когда брат режет брата.
Памятники своим ставят победители. Поэтому у нас в Оренбуржье столько памятников убитым красным, в основном простым рабочим, в том числе и совсем детям. Почитайте хотя бы список на памятнике в «Караваевой роще» в Оренбурге. Не забывая о них, надо восстановить историческую справедливость в отношении жертв красного террора и героев белого движения. Иначе ещё сотню лет не достичь примирения. Хотя недавнее долгожданное переименование остановки «Красного казачества» на улице Чкалова в областном центре в «Оренбургского казачества» уже маленький, но всё же очень умный и нужный шаг.
Что-то похожее и с религией. То она опиум для народа, то единственный источник духовности и нравственности. Но смотришь на телеэкране, как стоят со свечками те, кто недавно был борцом с религией, – и атеистами они не были настоящими, и верующие они липовые.
Видишь девицу, у которой чуть ли не поверх пальто дорогой золотой крест как украшение, и думаешь, что подлинная вера, если она есть, должна быть глубоко в душе, а не напоказ.
Маятник имеет свойство возвращаться. А возвращается он у нас – вспомните, как.
Хомо сапиенс, человек разумный, только один и может остановить маятник на золотой середине. Если он действительно разумный.