Эксперты: В законодательстве нет понятия «секта»

В список официально зарегистрированных конфессий, которых в Оренбургской области 18, наряду с Русской православной церковью, исламом,католицизмом, иудаизмом входят также старообрядцы, баптисты, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, меннониты, мормоны, пятидесятники и другие. Также правоохранители отмечают возросшую активность оккультно-мистической организации «Ата жолы», возникшей на территории Казахстана в 90-е годы прошлого века. Решением суда в Казахстане эта секта была ликвидирована «как подрывающая безопасность государства посредством нанесения вреда здоровью человека». Так же, как и организация «Орда» в Башкортостане.

Ирина ЯКИМАНСКАЯ, кандидат психологических наук, завкафедрой социальной психологии Оренбургского государственного университета:

– В секты попадают те, кто по разным причинам оказался лишённым поддержки близких, родных, остался в одиночестве. Они ищут компенсацию своих неудовлетворённых потребностей в общении, в позитивных эмоциональных переживаниях.

Слепо верить гуру склонны люди с высокой внушаемостью, слабой критичностью, с элементами инфантилизма и зависимостью. Вовлечение происходит, когда вербовщик обучен, а жертва готова. Роль жертвы, к сожалению, весьма распространена в обществе, так как тоже содержит возможности для манипуляций другими. Некоторые, став жертвами, потом сами активно, а порой и агрессивно начинают проповедовать догмы секты.

Для защиты от манипуляций нужна система социальной поддержки, которая не отгораживает человека от окружающего (как это делает секта), а способствует его реализации в обществе. Важно осознавать свои цели и приоритеты и иметь крепкие тылы – людей в близком окружении, которые поддержат в трудную минуту.

Базаргалей ЕРМЕКОВ, начальник управления внутренней политики аппарата губернатора и правительства Оренбургской области:

– В законодательстве нет понятия «секта». В нашей стране гарантируется свобода совести и вероисповедания. Юридически грамотно использовать термин «нетрадиционное религиозное движение» (НРД). В Оренбуржье функционирует около 180 незарегистрированных групп как традиционных конфессий, так и новых религиозных движений. Из нетрадиционных – их 28 – наиболее активны саентологи и «Ата жолы» («Путь предков»).

К нетрадиционным относятся также ивановцы, кришнаиты, язычники, арийцы, йоги, Ошо, толкиенисты, рэйки… Некоторые из общественных и религиозных организаций нетрадиционных направлений сектоведы относят к разряду деструктивных. В 2012 году в Оренбургской области правоохранительными органами пресечена деятельность сторонников международного религиозного объединения «Джамаат Таблиг». Сейчас ведётся профилактическая работа по противодействию распространению радикальных религиозных идей.

Александр ПРОХАНОВ, писатель, публицист, философ:

– Вообще, в русском народе вера в Бога носит очень необычный характер. Если вспомнить историю Российского государства, то становится ясно, что православие многое заимствовало у католицизма и ислама, у языческих вер. Вспомните, например, Льва Толстого, которого иначе как сектантом не назовёшь. Но мне кажется, сила сект сегодня в слабости официальных религий. Если к тебе в дом не пришёл православный священник или мусульманский имам, к тебе придёт адепт какой-нибудь секты, который обязательно найдёт подход, даст совет, поможет.

 

Отец Александр (АЗАРЕНКОВ), протоиерей:

– Первый признак того, что вы общаетесь с представителем секты, – информационное порабощение. Как только кто-то нарушит ваше личное информационное пространство, свободу, бегите. Миссионеры сект действуют так же настойчиво и навязчиво, как, например, цыгане. Всегда присутствует давление, навязывание, большое количество информационного мусора. Действуют хитро, настойчиво и шантажом. Но истинная вера – это выбор самого человека, а не результат зомбирования. Если вы сомневаетесь, ищите, обратитесь к наставникам традиционных религий.

 

Добавим, с 2010 года в Оренбурге при храме Казанской Иконы Божией Матери в посёлке Бёрды работает центр по проблемам сект. По словам его руководителя отца Артемия (Шатова), за 5 лет реабилитацию здесь прошли более 100 человек. Самому молодому было 11 лет. Его родители, примкнувшие к секте, вовлекли и сына. Тревогу забил дедушка ребёнка.

Сначала обратившегося батюшка консультирует сам. Если нужна дополнительная помощь, привлекает медиков и психологов. По словам специалистов, человеку, год пробывшему в секте, особенно деструктивной, требуется от 3 до 5 лет реабилитации. Задача центра – воцерковить людей. Недавно чин присоединения к РПЦ прошли несколько неохаризматов и члены нетрадиционного религиозного движения «Путь предков».

Обратиться за помощью в центр по проблемам сект можно по телефону  +7-922-879-41-84.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

Под контролем гуру

Духовная пища оптом и в розницу