Вера Баширова: Необходимость объединения городов и районов была очевидной
С 1 июня 2015 года управление городом Гаем и Гайским районом и Сорочинском и Сорочинским районом Оренбургской области будет осуществляться по-новому. Теперь это два самостоятельных городских муниципальных округа.
Процесс объединения городов и районов в Оренбургской области прошел трудный процедурный путь. О его необходимости, сложностях и перспективах RIA56 рассказала первый заместитель руководителя аппарата губернатора и регионального правительства Вера Баширова.
— Вера Ириковна, путь объединения был длинным, сложным, но насколько необходимым?
— Его необходимость для любого здравомыслящего человека была просто очевидной. Возьмем для примера Сорочинск и Сорочинский район. Исходя из требований закона, для управления территорией площадью 2860 кв. км и населением чуть менее 43,5 тысяч человек, работали 17 представительных и исполнительных органов местного самоуправления. При этом каждое поселение, как самостоятельное юридическое лицо, должно было создать службы финансов, экономики, архитектуры, муниципального заказа, управления имуществом, культурой, организацией спортивных мероприятий.
На содержание собственного управленческого аппарата оно тратило в среднем около 30% местного бюджета.
Вдумайтесь! Если в городе на 29,2 тыс. чел. населения муниципальное управление осуществляло 69 служащих, то в районе — при вдвое меньшей численности населения — штат служащих составлял 182 человека. При этом Сорочинск являлся административным центром, в котором проживало большинство служащих районный администрации, которая не входила в городской округ. Эти противоречия были кричащими и требовали своего разрешения.
— Какие основные этапы прошел объединительный процесс? Кто, кроме населения должен был его одобрить?
— Вы правильно сказали об одобрении объединения жителями городов и районов. Без него оно бы попросту не состоялось. Но не менее важным являлось полное соответствие процедур требованиям закона.
С инициативой объединения поселений в единый городской округ правительство Оренбургской области вышло еще в 2012 году. Вначале это предложение поддержали городские Советы и Советы поселений. Были проведены публичные слушания, на которых было получено одобрение населения. Затем был разработан законопроект об объединении. Еще в период его подготовки были начаты необходимые организационные и юридические работы по разрешению накопившихся проблем. В конце концов, закон был принят депутатами Законодательного Собрания Оренбургской области.
— Перечислите трудности, с которыми пришлось столкнуться в этом процессе.
— Проблем было действительно много. Назову лишь основные. Во-первых, дебиторско-кредиторские задолженности поселений. Затем, изменения в уставах муниципалитетов, создание оптимальной структуры управления. Кадровый вопрос — самый сложный и больной в маленьких муниципалитетах. Зачастую специалистов просто нет.
— И все-таки общее сокращение аппарата произошло.
— Поверьте, это не было самоцелью, местное самоуправление и так не богато кадрами, чтобы ими еще разбрасываться. Все структурные изменения были нацелены на другое – создание реальной управляемости территории, за отсутствие которой так часто оппозиция критиковала областную власть.
До этого объединения, глава города и района формально не отвечали за проблемы того или иного сельсовета, поскольку они были самостоятельными муниципальными образованиями. В тоже время, если юридическая самостоятельность у них была, то финансовой – не было. Соотносить векторы потребностей всех территорий на уровне района и административного центра, никому нельзя было вменить в обязанность.
— Еще одно очевидное противоречие: интересы района и районного центра. Как они будут разрешать в новой системе управления?
— Действительно, одной из задач руководства и города, и района всегда было привлечение инвесторов, создание новых производств. Это не только новые рабочие места, но и увеличение налогооблагаемой базы.
Какую ситуацию мы имели до недавнего времени. Город часто не имел свободной земли, а в районе отсутствовали средства для создания инфраструктуры. Я уже не говорю о сельсоветах. Кроме того, для привлечения инвестиций, необходимо было проводить работу по созданию единого инвестиционно-привлекательного климата на всей территории. Только сейчас, в новой структуре управления это становится возможным.
— Были селянами, стали горожанами… Не приведут ли изменения к отмене сельских льгот и доступности услуг?
— Ни в коем случае! Все тарифы, в том числе на электроэнергию и коммунальные услуги останутся в селе прежними, потому что границы сельских территорий и статус сельских населенных пунктов останутся неизменными.
Кроме этого, жителям села не придется ехать за необходимыми справками в вышестоящий орган – городской округ. Данная услуга будет максимально приближена к населению. Просто на территории каждого из бывших поселений будет работать свой территориальный отдел городской администрации.