Деньги, управление, муниципалитеты: для чего объединяют сельсоветы, города и районы?

Процесс объединения городов и прилегающих к ним районов в Оренбургской области идет с 2013 года. Первого июня 2015 года произошло первое фактическое объединение: Гай и Гайский район, а также Сорочинск и Сорочинский район превратились в городские округа. В ближайшей перспективе аналогичная судьба ждет Кувандык и Кувандыкский район, Соль-Илецк и Соль-Илецкий район, Ясный и Ясненский район, а в отдаленном будущем – Абдулино с районом. Параллельно в малых селах объединяют сельсоветы. Главная цель данных преобразований – сокращение госслужащих и бюджетная экономия.

RIA56 представляет обзор высказываний оренбургских политиков, экономистов, должностных лиц и экспертов  о процессе объединения муниципалитетов.

Губернатор Оренбургской области Юрий Берг:

Разрыв между самым обеспеченным и самым малообеспеченным муниципалитетом по группе «городские округа – муниципальные районы» превышает 11 раз. По группе «поселения» – 185 раз. В поселениях, где большая часть бюджета уходит на финансирование аппарата управления, а собственные доходы минимальны, говорить о качественном решении вопросов местного значения, а тем более о развитии поселения практически не реально. з областного бюджета выделяются значительные средства на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Действуют Фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, а также Фонд финансовой поддержки поселений. Но это вовсе не должно порождать иждевенческих настроений. Времена, когда 90% доходов и финансовой помощи государства направлялись на содержание муниципальных служащих, прошли.

Вице-губернатор — руководитель аппарата губернатора Дмитрий Кулагин:

— Мы объединяем муниципалитеты, чтобы жили, а не выживали малые села, чтобы нормально развивались крупные территории. Необходим единый подход к развитию территории, уход от конфликтов в управленческом аппарате.

Заместитель руководителя аппарата губернатора Вера Баширова:

— Административно-территориальное устройство остается тем же самым, соответственно все льготы сельскому населению, которые проживают на территории, являющейся сельской, сохраняются. Мы получаем единый консолидированный бюджет, единый порядок управления. Мы не лишаем местное населения доступности власти, для этого будут работать территориальные органы местной администрации. Они, в отличие от нынешних глав сельских поселений, становятся проводниками полноправного главы городского округа и его представителями в сельском поселении.

Председатель Законодательного собрания Сергей Грачев:

— Мы всегда оцениваем преимущества, риски, возможности повышения уровня эффективности управляемости, настроения населения, связанные с возможным объединением города и района в одно муниципальное образование.

Депутат Законодательного собрания Александр Куниловский:

– Власть должна работать оптимально. Зачем в Гае две администрации? При первом рассмотрении – конечно нет. Проще, на мой взгляд, отработать так, чтобы система власти учитывала менталитет горожан и сельчан и создавала такую нормативную базу, которая бы удовлетворяла всех жителей, чем иметь большое количество чиновников, которые делают одно и то же, но дороже и бестолковее. В этом логика, в первую очередь.

Руководитель регионального исполкома партии «Единая Россия» Александр Мостовенко:

— Реформа местного самоуправления приблизит власть к народу. Необходимо совершенствование системы, приближение власти к гражданам, поскольку власть, до которой невозможно «дотянуться рукой», не в полной мере отвечает интересам граждан. И главная цель муниципальной реформы – максимально приблизить институт местного самоуправления к людям и вовлечь граждан в процесс управления.

Мэр Ясного Олег Травкин:

— Все зависит от того, насколько эффективно мы будем изыскивать внутренние ресурсы за счет оптимизации, экономии, развития производственных сил. Интерес появляется тогда, когда есть инфраструктура. Она в городе существует. Единственное, что смущает некоторых, – географическое положение. Тем не менее, перспективу стать столицей самого крайнего востока области мы имеем. Смотрите, уже произошло объединение ОВД Ясненского, Светлинского, Домбаровского районов. С больницей, наверное, будет происходить аналогичный процесс. И бизнес в городе разрастается, и новые магазины появляются. Важно, чтобы сделавшие выбор в пользу своего города инициативные люди 35-40 лет появились и в новом административном, и в депутатском корпусе.