Сказки и быль импортозамещения: мнения оренбургских промышленников

В Оренбурге прошло заседание правления Областного союза промышленников и предпринимателей. Бизнесменам в очередной раз предложили обсудить производство товаров в условиях импортозамещения. Некоторые из них не стали умалчивать о проблемах и не стеснялись в выражениях.

В своих речах они не раз обращались к Богу, отмечали возможность поддержки со стороны государства, но в то же время если уж не критиковали, то делали замечания властям из-за промедления или недостаточно гибких условий.

«Крупные компании считают, что мелкий бизнес может их кредитовать»

Олег Портнов, директор ООО «Тюльганский машиностроительный завод»:

– Этот год складывается для нас неплохо, есть заказы, выигранные тендеры на поставку буровых установок, предприятие на целый год загружено работой. Мы сотрудничаем с мелкими буровыми компаниями по всей России. Осуществлять поставки в большие буровые компании с государственным участием, к сожалению, нам не под силу.

Приведу пример. В 2015 году «Роснефть» заключила контракт с «Уралмашзаводом» на поставку 15 буровых установок грузоподъемностью 320 тонн. Аналогичные установки в прошлом году презентовали мы. Но наши производственные возможности не позволяют участвовать в таких тендерах. Мы можем сделать 3-4 буровые установки за год. Почему-то буровые компании подобные тендеры не разбивают на более мелкие поставки. Так же действует и «Газпром». Это первая беда во взаимодействии с крупными компаниями.

Вторая – крупные компании считают, что мелкий бизнес может их кредитовать. Так «Роснефть» производит оплату только через 60 дней после подписания акта приема-передачи продукции. Наша продукция не копеечная, и малый бизнес не может нести такие нагрузки. 

С малыми компаниями у нас хорошие отношения, мы находим новых заказчиков, но тут другая беда – нет планов перспективного развития. «Газпром» и «Роснефть» могут подать заявки на два года вперед, то малому бизнесу требуется оборудование здесь и сейчас. Мы в производстве буровых станков применяем буровое оборудование, которое в основном поставляется из Китая и других стран. Отечественные комплектующие почему-то в прошлом году росли в цене вместе с курсом валют. Стоимость их аналогична китайской продукции, а по качеству – отстают. И опять же, крупные компании требуют предоплату и окончательный расчет сразу после поставки.

«Мы оттолкнулись от дна»

Александр Великий, генеральный директор ОАО «Гидропресс»:

– За прошедшие 3-4 года заводом «Гидропресс» было изготовлено и поставлено более 250 единиц гидравлической техники. Гидравлические прессы являются импортозамещающей продукцией. Уникальными гидравлическими прессами произведено и производится переоснащение многих предприятий оборонного комплекса, Росатома, РЖД и других отраслей экономики России. Нам удалось расширить номенклатуру по усилию до 2000 тонн. В настоящее время в стадии согласования поставки крупные заказы для Адмиралтейской верфи, МЧС, института механизации и других организаций. За последние годы мы подтянули технический уровень нашей продукции, которая соответствует лучшим мировым аналогам.

Импортозамещением мы занимаемся с 2013 года. Год назад я говорил о том, что у нас много заявок, в будущее мы смотрели оптимистично, но 2015 год показал, что менеджмент завода переоценил ситуацию. Первый тендер состоялся только в августе, до этого мы доделывали заказы 2014 года и работали на склад. Тот «жирок», который заработали за последние 3-4 года, мы проели и вышли к сентябрю с очень неблаговидным положением. Нигде нет 100-процентной предоплаты, в лучшем случае мы получаем 30-50 процентов в качестве аванса.

Я обратился в некоторые банки. В пять банков представил заключенные с заводом контракты, залог, просил всего 15 миллионов. Все в один голос ответили: у вас упали обороты. Зачем бы я тогда пошел за кредитом, если бы всё было хорошо? В конечном итоге все, сославшись на инструкцию, отказали. Мы прошли этот сложный период, но из-за отказов в кредите по году мы не реализовали 20 процентов товаров. Вынуждены были выстроить очередь, пропустив вперед проекты, по которым быстро производилась оплата. Например, один из заказчиков должен был оплатить поставку 10 декабря, деньги мы получили только 28 февраля.

С уверенностью могу сказать, что сейчас мы оттолкнулись от дна, загружаем производственные мощности. Дай Бог выполнить заказы и тогда можно будет думать о развитии. Сейчас пришло время участвовать в программах по техперевооружению, составлять свой инвестиционный проект.

Александр Куниловский, генеральный директор ЗАО «Строительно-инвестиционный холдинг «Ликос»:

– Мы ходим вокруг да около, пора уже говорить конкретику. По форме у нас всё неплохо, а по содержанию хило получается. Я могу ошибаться, но мне кажется, что пора ходокам в Москву. Через неделю ожидается съезд, где будет Владимир Владимирович [Путин – Президент Российской Федерации – прим. ред.]. У области ресурсы весьма ограничены. Поддержку могут получить 100-150 малых предприятий в год, более крупному бизнесу рассчитывать не на что. Мы полтора года уже живем в кризисе – это всем ясно до слез, а Правительство РФ не может утвердить антикризисный план. При этом приводятся цифры просто смешные для России. Для промышленности 20 миллиардов – это смешно.

На самом деле не надо государственных денег. Это, по большому счету, поддержка штанов. Развитие экономики никогда не базировалось на государственных деньгах – это иллюзия. Сегодня мы имеем с вами один мотиватор, который может привести к успеху в экономике – это внутреннее потребление. Слава Богу, что наши предприятия заработали. Для того чтобы экономика развивалась, не хватит ни областных, ни федеральных государственных денег. Надо сделать доступными деньги, которые есть на рынке. Банки не знают, кому давать деньги – миллиарды лежат.

 

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

От идеи до сбыта: оренбургские промышленники обсудили проблемы импортозамещения