В боях без правил бьют по правилам

Лет пять назад о создании в Орске настоящего бойцовского клуба, а тем более о проведении легальных соревнований по боям без правил, могли только мечтать. Два орских тренера Константин Таран и Игорь Долбышов тогда только лелеяли эту мечту. И вот она осуществилась.


Уже который год работает клуб «Бусидо», ставший готовить бойцов по смешанным единоборствам. Недавно появился еще один клуб – «Сила Урала». Наши спортсмены активно тренируются и заявляются на престижные российские турниры по, как их привыкли именовать даже сами спортсмены, боям без правил. Люди, далекие от спорта, называют их иначе – обычным мордобитием.

– Что вы! Бои без правил и рядовое мордобитие – абсолютно разные вещи, – комментирует исполнительный директор федерации смешанных единоборств восточного Оренбуржья, по совместительству орский тренер Артем Долбышов. – У нас есть определенные правила, есть рефери, которые не допускают травм. Рефери на ринге всегда рядом, в паре миллиметров от бойцов. Он видит, когда удушающий прием нужно остановить, видит, что спортсмен находится на грани потери сознания, и останавливает бой. Так что у нас не выкалывают глаза, не отрывают уши. Правила подобраны так, что любой бой не теряет своей зрелищности, а спортсмены не получают серьезных травм, тем более увечий.

– Бои без правил – зрелище не для слабонервных. Порой кажется, что спортсмена вот-вот задушат на самом деле, особенно когда видишь, как стремительно бледнеет его лицо при выполнении соперником удушающего приема…

– Зрителям только кажется, что бойца на ринге практически «убивают», – улыбается Артем Игоревич. – Для участия в таких боях человек готовится целенаправленно, у него удары поставлены, он выходит на ринг психологически готовым к боли. Да, травмы случаются болезненные, но наши ребята все крепкие. К тому же они знают, на что идут и зачем им все это нужно.

– Каков же стимул, ради которого они приходят в бойцовский клуб?

– Я бы назвал это не стимулом, а мотивацией. Каждый из ребят понимает, что его карьера в спорте после детских побед в самбо, дзюдо, кикбоксинге не закончена, здесь, в боях без правил, он еще может показать свои способности. Плюс сейчас стали учреждать хорошие призы, в том числе денежные, победителям, что очень позитивно.

– А когда спортсмен остается вне призеров, уходит домой с разбитым носом, – это тоже позитивно?

– Это обидно, в первую очередь, – подчеркивает Артем. – Но и в этом виде спорта есть победители, проигравшие. Сегодня наши, орские, спортсмены где-то окажутся слабее, где-то посильнее. Главное – проигравшему никогда не стоит забывать: даже при плохом раскладе, оставшись без победы, все равно есть куда двигаться. Турниров по смешанным единоборствам сейчас проводится немало, есть возможность в них участвовать. Мы планируем в ноябре провести в Орске еще одно мероприятие, только уже более высокого уровня, с привлечением профессиональных бойцов.

– Довольно часто при проведении турниров по смешанным единоборствам можно услышать разговоры об универсальных бойцах. Что они представляют собой сегодня? И есть ли они?

– У нас нет. Пока только есть бойцы-переучки, пришедшие из бокса, самбо, дзюдо. Это не есть хорошо. Боксера научить бороться, борца научить бить очень тяжело, особенно в серьезном возрасте. А для взращивания универсального бойца нужно много. Универсальный боец – это борец и ударник в одном лице. Здесь и удары ногами из самбо, и работа руками из бокса сливаются воедино. Если же человек обладает каким-то одним навыком боксерским и вдруг в бою попадает в партер, где его начинают бить, бороть, душить, то он просто не выдерживает. Поэтому сейчас рассматривается вопрос о вхождении такого вида спорта, как смешанные единоборства, в реестр детских спортивных школ. Иными словами, когда появятся такие отделения в ДЮСШ города, будет гораздо проще подготовить именно универсального бойца.

– А не слишком ли жесток этот вид спорта для детей?

– Он достаточно жестокий в спортивном плане, – отвечает Долбышов. – Но не чересчур! Ведь для детей существуют свои правила, отдельная экипировка, шлемы. Этот вид спорта так же нормален, как бокс, где ребенок бьется, как борьба, где он борется. В смешанных единоборствах все это собрано воедино: в стойке спортсмен бьет, в партере – борется. А травмы? Они есть во всех видах спорта, даже в шахматах. Однако в нашем случае юного спортсмена лет в 16 нельзя заявлять на взрослые бои, которые для него еще слишком жестки.

– Несмотря на такую жесткость, желающих поучаствовать в боях без правил немало. Вам самому хотелось бы выйти на ринг в качестве бойца и побороться за победу?

– Конечно! Но для этого нужно полностью пересмотреть свои планы на жизнь. Во-первых, отдавать всего себя тренировкам, а их по три в день проходит. Во-вторых, меньше времени уделять работе и семье. Да, чтобы стать хорошо подготовленным бойцом, нужно на некоторые вещи закрыть глаза. Я, к сожалению, так не могу. Работа и семья у меня на первом месте. Хотя смотрю на наших семейных ребят и с удивлением отмечаю, что они все неплохо совмещают. Спортсмен на ринге, а его родные на трибунах болеют за него. Это же здорово. Семья его поддерживает, а он старается, бьется не только для себя, но и для них.