Здесь оживает сказка. В оренбургской школе открыли студию анимации

То, что происходит на занятиях студии детской мультипликации в школе посёлка Экодолье (филиале Ивановской школы), иначе, как чудом и полётом фантазии назвать нельзя. Здесь из картона, пластилина и прочего, что попадается под руку, получается волшебство, создаются целые сказочные миры.

О том, как дети могут стать авторами и режиссёрами мультипликационных фильмов рассказала педагог дополнительного образования районного Дома детского творчества, видеограф Екатерина Дружинина.

 – Екатерина Александровна, как возникла идея школьной анимационной студии?

 – Студия детской анимации – часть школьного медиацентра. Его название – «Объектив» – мы придумали вместе с нашими воспитанниками, активными и творческими ребятами. Всего в медиацентре ведутся три направления работы. Заместитель директора по школьным информационным системам Татьяна Иштерякова курирует ученическую газету «Экоклассные вести». Она выходит на четырёх полосах раз в месяц. А мы с ребятами занимаемся школьным телевидением. Это кружок, который я преподаю от Дома детского творчества Оренбургского района. По вторникам мы выходим в эфир с полноценным выпуском новостных сюжетов, которые рассказывают о главных событиях, произошедших у нас в школе, посёлке и даже районе. Интересно, что главная наша аудитория – родители. Они порой ждут передачу даже больше, чем юные корреспонденты. Когда выпусков стало достаточно много, мы решили запустить свой канал на YouTube. Помимо школьных новостей, мы делаем и другие проекты – например, готовим конкурсные выступления для наших учителей. А недавно дружная семья школьного медиацентра пополнилась новым направлением – детской анимационной студией, где мальчишки и девчонки, ученики 1–3-х классов, могут придумывать и снимать собственные мультфильмы.

Расскажите о технологии создания анимации.

– Мы собираемся дважды в неделю. На занятиях изготавливаем из пластилина героев, а из подручных средств – декорации. Мультфильмы снимаем в технике покадровой съёмки. Выстраиваем героев и декорации, делаем фото, затем немного передвигаем персонажей и снова фотографируем. Поскольку дети быстро устают от однообразных действий, длинные мультфильмы мы не снимаем. Самый долгий наш мультик длится чуть более трёх минут.

Сколько же нужно сделать фотокадров, чтобы снять мультфильм?

– По-разному. Примерно до 500. На занятиях ребята учатся самостоятельно выставлять сцены, делать раскадровку, знакомятся с разными видами планов. Монтаж в силу возраста для них ещё слишком сложен, поэтому его я делаю сама, но основные технические моменты дети понимают.

Работа над мультфильмами ребят привлекает? На занятия много детей приходит?

– Сегодня студию детской анимации посещают больше 20-ти человек. Я их учу не просто лепить из пластилина и фотографировать, а видеть целостную картину создания мультфильма от начала до конца, и им это действительно интересно.

 – Как вы придумываете идеи анимационных фильмов?

– Сначала мы пробовали снимать по готовому сценарию. Брали известную сказку или рассказ, делали раскадровку, декорации, персонажей. На этом этапе важно было показать ребятам, что книжный текст и мультфильм – разные виды искусства. Ведь порой две страницы авторского книжного текста в анимационном фильме можно заменить двухсекундным действием. Точно так же мысли и чувства героя возможно передать с помощью действий или изменения мимики персонажей. Теперь, когда дети поняли сам механизм работы, мы стали больше экспериментировать, брать не только литературные произведения, но и придумывать собственные.

 – Сколько мультфильмов вы уже сняли?

– В первом полугодии мы сняли два мультфильма. Может показаться, что это не слишком много. Но дети учились всему с нуля. А ещё много времени мы посвятили экспериментам и освоению профессиональных приёмов.

Каких, например?

– Мы пробовали, что же будет, если не передвигать персонажей постоянно, а медленно двигать находящийся за ними фон. Таким образом можно создать иллюзию движения автомобиля, хотя сам он ехать не будет. Ещё много интересных моментов связано с превращением героев. Для одного из мультфильмов нам нужно было снять, как человечек «собирается» из воды. Чтобы это воплотить, мы слепили персонаж, а затем стали его сминать до состояния бесформенной массы. Потом мы просто пустили эти кадры в обратном порядке.

Чем полезны детям занятия анимацией?

– Прежде всего это очень увлекательно. Занятия развивают фантазию, творческие способности. Даже те ребятишки, что на уроках застенчивы, у нас начинают общаться и фантазировать. Так как декорации довольно миниатюрные, то развивается и мелкая моторика. Мы много лепим, клеим, вырезаем. Плюс формируется художественный вкус, умение видеть необычное в обычном. Ребята не обязательно станут фотографами или мультипликаторами – важно, что они будут творческими людьми.

Над чем вы работаете сейчас, и есть ли интересные идеи на будущее?

– Две группы школьников снимают мультфильм о космосе, ещё одна готовит работу о весне. Стоит сказать, что наша студия хотя и работает недавно, у нас есть первые успехи на различных конкурсах. Планируем ещё обязательно подготовить мультфильм к 9 Мая, посвящённый героям Великой Отечественной войны. А в конце года мы хотим сделать мультфильм, в котором бы сочетались самые разные приёмы и техники, чтобы показать, чему же мы научились.

Кристина Нечаева, «Сельские вести».

Фото из личного архива Екатерины Дружининой