Здесь оживает сказка. В оренбургской школе открыли студию анимации
То, что происходит на занятиях студии детской мультипликации в школе посёлка Экодолье (филиале Ивановской школы), иначе, как чудом и полётом фантазии назвать нельзя. Здесь из картона, пластилина и прочего, что попадается под руку, получается волшебство, создаются целые сказочные миры.
О том, как дети могут стать авторами и режиссёрами мультипликационных фильмов рассказала педагог дополнительного образования районного Дома детского творчества, видеограф Екатерина Дружинина.
– Екатерина Александровна, как возникла идея школьной анимационной студии?
– Студия детской анимации – часть школьного медиацентра. Его название – «Объектив» – мы придумали вместе с нашими воспитанниками, активными и творческими ребятами. Всего в медиацентре ведутся три направления работы. Заместитель директора по школьным информационным системам Татьяна Иштерякова курирует ученическую газету «Экоклассные вести». Она выходит на четырёх полосах раз в месяц. А мы с ребятами занимаемся школьным телевидением. Это кружок, который я преподаю от Дома детского творчества Оренбургского района. По вторникам мы выходим в эфир с полноценным выпуском новостных сюжетов, которые рассказывают о главных событиях, произошедших у нас в школе, посёлке и даже районе. Интересно, что главная наша аудитория – родители. Они порой ждут передачу даже больше, чем юные корреспонденты. Когда выпусков стало достаточно много, мы решили запустить свой канал на YouTube. Помимо школьных новостей, мы делаем и другие проекты – например, готовим конкурсные выступления для наших учителей. А недавно дружная семья школьного медиацентра пополнилась новым направлением – детской анимационной студией, где мальчишки и девчонки, ученики 1–3-х классов, могут придумывать и снимать собственные мультфильмы.
– Расскажите о технологии создания анимации.
– Мы собираемся дважды в неделю. На занятиях изготавливаем из пластилина героев, а из подручных средств – декорации. Мультфильмы снимаем в технике покадровой съёмки. Выстраиваем героев и декорации, делаем фото, затем немного передвигаем персонажей и снова фотографируем. Поскольку дети быстро устают от однообразных действий, длинные мультфильмы мы не снимаем. Самый долгий наш мультик длится чуть более трёх минут.
– Сколько же нужно сделать фотокадров, чтобы снять мультфильм?
– По-разному. Примерно до 500. На занятиях ребята учатся самостоятельно выставлять сцены, делать раскадровку, знакомятся с разными видами планов. Монтаж в силу возраста для них ещё слишком сложен, поэтому его я делаю сама, но основные технические моменты дети понимают.
– Работа над мультфильмами ребят привлекает? На занятия много детей приходит?
– Сегодня студию детской анимации посещают больше 20-ти человек. Я их учу не просто лепить из пластилина и фотографировать, а видеть целостную картину создания мультфильма от начала до конца, и им это действительно интересно.
– Как вы придумываете идеи анимационных фильмов?
– Сначала мы пробовали снимать по готовому сценарию. Брали известную сказку или рассказ, делали раскадровку, декорации, персонажей. На этом этапе важно было показать ребятам, что книжный текст и мультфильм – разные виды искусства. Ведь порой две страницы авторского книжного текста в анимационном фильме можно заменить двухсекундным действием. Точно так же мысли и чувства героя возможно передать с помощью действий или изменения мимики персонажей. Теперь, когда дети поняли сам механизм работы, мы стали больше экспериментировать, брать не только литературные произведения, но и придумывать собственные.
– Сколько мультфильмов вы уже сняли?
– В первом полугодии мы сняли два мультфильма. Может показаться, что это не слишком много. Но дети учились всему с нуля. А ещё много времени мы посвятили экспериментам и освоению профессиональных приёмов.
– Каких, например?
– Мы пробовали, что же будет, если не передвигать персонажей постоянно, а медленно двигать находящийся за ними фон. Таким образом можно создать иллюзию движения автомобиля, хотя сам он ехать не будет. Ещё много интересных моментов связано с превращением героев. Для одного из мультфильмов нам нужно было снять, как человечек «собирается» из воды. Чтобы это воплотить, мы слепили персонаж, а затем стали его сминать до состояния бесформенной массы. Потом мы просто пустили эти кадры в обратном порядке.
– Чем полезны детям занятия анимацией?
– Прежде всего это очень увлекательно. Занятия развивают фантазию, творческие способности. Даже те ребятишки, что на уроках застенчивы, у нас начинают общаться и фантазировать. Так как декорации довольно миниатюрные, то развивается и мелкая моторика. Мы много лепим, клеим, вырезаем. Плюс формируется художественный вкус, умение видеть необычное в обычном. Ребята не обязательно станут фотографами или мультипликаторами – важно, что они будут творческими людьми.
– Над чем вы работаете сейчас, и есть ли интересные идеи на будущее?
– Две группы школьников снимают мультфильм о космосе, ещё одна готовит работу о весне. Стоит сказать, что наша студия хотя и работает недавно, у нас есть первые успехи на различных конкурсах. Планируем ещё обязательно подготовить мультфильм к 9 Мая, посвящённый героям Великой Отечественной войны. А в конце года мы хотим сделать мультфильм, в котором бы сочетались самые разные приёмы и техники, чтобы показать, чему же мы научились.
Кристина Нечаева, «Сельские вести».
Фото из личного архива Екатерины Дружининой