Юрий Башмет и Константин Хабенский исполнили трагедию и комедию в Оренбурге
Главным ожидаемым событием Шестого Международного музыкального фестиваля Мстислава Ростроповича стал концерт с участием Юрия Башмета и Константина Хабенского. Оркестр «Солисты Москвы» под руководством всемирно признанного мастера исполнили музыку Шуберта-Малера и Сен-Санса, а всеми любимый артист читал весьма любопытные тексты.
Совместный проект Башмета и Хабенского был создан еще в 2011 году и с тех пор регулярно исполняется на концертных площадках страны. Первое отделение являет собой исполнение Хабенским сценической композиции по пьесе Альбера Камю «Калигула». Музыкальная часть – это струнный квартет Франца Шуберта «Смерть и девушка», переложение которого для камерного оркестра сделал Гюстав Малер.
Сразу надо сказать – это не легкое для изнеженных ушей произведение, а пьеса Камю, так и вообще сложносочиненное художественное высказывание о природе и сущности власти. Так что, тем, кто просто пришел полюбоваться на любимого артиста, пришлось в течение сорока минут наблюдать за историей царствования одного из самых известных римских императоров, который «прославил» себя не воинскими подвигами, а чередой жестоких убийств разных людей, в том числе матери и жены, осуществленных самыми изощренными способами. В пьесе Камю сквозной темой является желание юного мерзавца иметь в собственности Луну – то самое ночное светило, которое никак не желает подчиниться прихоти Калигулы. Ради исполнения этой прихоти и свершаются страшные злодеяния.
Примерно двадцать лет назад мне посчастливилось посмотреть в театре им. Ленсовета спектакль «Калигула» в постановке никому еще не известного режиссера Юрия Бутусова, где главную роль исполнил Константин Хабенский. По прошествии стольких лет спектакль помнится общей атмосферой «эстетствующего хулиганства».
Перед началом выступления Хабенский ответил на некоторые вопросы RIA56.
– Очевидно, Калигула и Вам не дает покоя, если Вы снова обратились к этому не очень приятному персонажу…
– Да, те вещи, которые заложены Альбером Камю в этом произведении, до сих пор актуальны. Власть, оказавшись в руках малопочтенного человека, может привести страну к большой беде. А учитывая, что Калигула был маньяк, садист и просто извращенец, то размеры этой беды просто грандиозны.
– Хотели бы вы сыграть эту роль в какой-то другой постановке?
– То, что вы сегодня увидите и есть другая постановка, но если я раньше играл только одну роль, то теперь я могу воплотить сразу несколько персонажей. Да еще под гениальную музыку!
– Это не единственный Ваш литературно-музыкальный проект, что еще сделано в этом жанре?
– Несколько лет назад мне пришла в голову идея сделать композицию по мотивам Сент-Экзюпери. Это вылилось в спектакль под названием «Не покидай свою планету», который уже несколько лет идет на сцене театра «Современник».
Если мрачный текст про жестокие капризы римского императора составлял первую часть концертной программы, то во второй части зрителей ждала совсем другая история. Это была «Зоологическая фантазия» французского композитора Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», которая стала просто феерией юмора и хорошего настроения.
Сен-Санс написал это произведение в 1886 году, будучи на отдыхе в Австрии и наблюдая животных и посетителей тамошнего зоопарка. Причем композитор, испугавшись, что коллеги и слушатели обвинят его в легкомыслии, запретил исполнять сюиту при своей жизни. Она звучала только на вечерах в частных салонах и очень редко. Исключения было сделано только для эпизода «Лебедь», написанного для виолончели и фортепиано, который в короткий срок стал любимым произведением для музыкантов всего мира.
Так вот, каждый номер сюиты соответствует какому-либо животному («Лев», «Слон», «Антилопа». «Черепаха» и др.) или целой группе («Насекомые». «Ископаемые»), и снабжен коротким комментарием, написанным самим композитором. На концерте эти
комментарии прозвучали в стихотворном переложении Дмитрия Быкова, а исполнил их Константин Хабенский.
Но Быков не был бы Быковым, если бы не снабдил «звериные» характеристики современными смыслами, полными не только доброго юмора, но и едкого сарказма. И вот этот блистательный коллаж от души порадовал оренбургского зрителя, привнеся в промозглый ноябрьский вечер частичку хорошего настроения.
Помимо чтецкого таланта и актерского мастерства Хабенского (ведь не зря его негласно называют актером № 1 современной России), недюжинные актерские способности проявили и артисты оркестра (номер «Кукушка»), солисты на фортепиано – Ксения Башмет и Иван Рудин, а также сам маэстро, народный артист СССР, великий альтист Юрий Башмет. Именно в его исполнении на альте прозвучал «Лебедь», что вызвало искренний восторг публики.
В заключение концерта был исполнен шуточный номер. В течение одной минуты снова была исполнены сюита «Карнавал животных» с текстом, но в десять раз быстрее. Это было нечто: голос Хабенского звучал, как в мультике про роботов, руки просто летали над клавишами рояля, и не было видно скрипичных смычков – так все было быстро. «Зачем? – спросит досужий зритель. «Да просто так, – ответят артисты, – чтобы «приколоться» и в очередной раз показать свои фантастические способности».
И еще несколько вопросов к Константину Хабенскому, которые дают дополнительную характеристику большому артисту и настоящему гражданину.
– Несколько лет назад Вами было инициировано создание в ряде российских городов «Школ творческого развития» для детей. Как сейчас складывается их судьба, следите ли вы за их деятельностью?
– Такие творческие образования были созданы семь лет назад по моей инициативе в 11 городах России. К работе с детьми были привлечены высокопрофессиональные педагоги и были достигнуты определенные успехи. Ныне же, убедившись, что дети находятся в хороших руках, я отпустил их в «свободное плавание», но все равно стараюсь держать «руку на пульсе».
– Ваш недавний дебют в качестве режиссера фильма «Собибор» оставил неоднозначное впечатление и у зрителей, и у критиков. Планируется ли еще обращение к режиссерской профессии?
– Нет. Этого было достаточно.
– В каких фильмах или сериалах мы сможем увидеть Вас в ближайшее время?
– В настоящий момент я нигде не снимаюсь.
– А как же вторая часть «Метода» с воскресшим героем?
– Что, очень ждете?
– С нетерпением и некоторой опаской…
– Тогда ждите, всему свое время.
Елена Чернова.