Возможное невозможно? или Почему нашим детям вредны водные процедуры и труд

Эту колонку редактор газеты "Красногвардеец" Людмила Ващенко написала в соавторстве с двумя другими журналистами — Ниной Мережко и Асиёй Сабитаевой. Впервые в разделе "Колумнисты" на RIA56 представлен материал, которые писали сразу три автора. Впрочем, от такого коллективного авторства колонка становится только ярче и насыщеннее.

Все мы, взрослые, хорошо помним свое детство и летние каникулы. Сколько радостных эмоций доставляли нам речка, лес и солнце! Но в первую очередь нас ждал труд – работали на сенокосе, сажали и пропалывали огород, «подрабатывали» на току, заготовке кизяка. Это было давно. Но ощущение радости и благодарность взрослым за организацию настоящей жизни, где чередовались труд и отдых, живет в памяти и сегодня.

Скажете, ностальгия заговорила? Может быть. Но больше всего боль за нашу действительность, заложниками которой оказались наши дети. И в этом вина не местных властей и не образовательных учреждений.

Документы федерального и регионального уровня запрещают водить детей на водоемы, так как места для купания не оборудованы. Нельзя детям и в лес – там клещи, а на их уничтожение нужны немалые средства. Порезвиться на солнце – опять запрет, а вдруг солнечный удар случится?! Вот и приходится для отдыхающих в летних оздоровительных лагерях устраивать дни здоровья с выездом в крытый бассейн, творческие занятия в стенах школы.

Копируя западные образцы, чиновники наложили вето и на труд детей, чтобы не нарушать их права. Судите сами. Статья 50 Закона «Об образовании» запрещает привлекать учеников к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия родителей и их самих. Обратите внимание на жесткую формулировку закона.  Если следовать букве закона, то даже если бы сами ученики стояли с тряпками в руках и умоляли бы разрешить им навести порядок в своем классе, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей. Стыдно осознавать, что родители должны писать заявления, что они не против, если их ребёнка попросят стереть с доски!

Следуя логике законодателей, если ребенок-дежурный всерьез займётся наведением порядка, это может привести к еще большему беспорядку. Во-первых, никто не гарантирует, что ретивый дежурный не перегнёт палку, а во-вторых, что на его слова и действия правильно отреагируют. Школа, видите ли, не должна провоцировать ситуации, ведущие к конфликтам между учениками. Словом, «посты» в коридорах и другие явно «абсурдные» традиции посоветовали убрать. Эту работу должны выполнять охранники или полицейские.

А как же современные утверждения реформаторов: «Образовательные учреждения должны готовить школьников к жизни?» Школьное самоуправление как раз и позволяет принимать ответственные решения и выполнять их. Есть проблемы и в самообслуживании, которые так или иначе приходится решать. Например, понятно, что очень трудно накормить учеников в школьной столовой за 15-минутную перемену, если за 10 минут до конца урока в ней не появятся дежурные. И в этой ситуации теперь искать решение этих проблем нужно не только вместе с учениками, при этом руководствуясь принципом добровольности, но и с родителями. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно!

Но вернемся к летним пляжам. По официальным бумагам они не существуют. А если пляжей нет, то и суда нет. Более пяти лет назад главы сельсоветов были полны желания их обустроить простейшими сооружениями. В их числе и глава Токского сельсовета В.А. Андреева. Мостик, детская площадка, обозначение водной границы купания, раздевалка, туалет, бочка для мусора … выросли благодаря энтузиастам буквально на глазах. Но контролирующие органы, сделав предписание, рекомендовали закрыть место отдыха.

Оформление земли и разрешительных документов на функционирование пляжа оказались очень затратным делом и не под силу местным бюджетам. Проще было в традиционных местах купаний населения установить знаки «Купание запрещено» и снять с себя ответственность за возможные последствия.

Понятно, что купаться и отдыхать следует в специально оборудованных местах. С этим не поспоришь. Но ведь требования к ежегодному техническому освидетельствованию пляжей вызывают, мягко говоря, недоумение. Когда речь идет о пляже на море или больших водоемах – другое дело. А если это небольшая речка или ручей в несколько метров? Разве водолазное обследование, наличие спасательных постов и другие дорогостоящие мероприятия так уж обоснованны?

Нелегальные места для отдыха давно уже определены, все мы знаем их глубину и прочие характеристики. Осмотреть и очистить дно водоема от стекла и других опасных предметов можно, к примеру, силами  местной службы МЧС, а оборудовать территорию пляжа – через предпринимателей и волонтеров: отдых и туризм как услугу должны развивать. И проект можно заказать типовой для всего района, и программу соответствующую утвердить. Словом, минимизировать расходы по оборудованию водных зон отдыха и упростить процедуру их открытия вполне возможно.

Мы решили объединиться и бить тревогу: кого мы в навязанных нам сверху условиях сможем воспитать – больных митрофанушек, презирающих труд? Наша цель – действовать и стучаться во все инстанции еще и потому, что это наша с вами общая проблема. И хорошо, что пока гром не грянул…