Владимир Вишневский: Сейчас уникальное время, когда жизнь заставляет дописывать известные стихи
О, как внезапно кончился – не диван! – творческий вечер литератора Владимира Вишневского. Его встреча с оренбургскими поклонниками, которая прошла 27 апреля в бизнез-зале «Панкратов», объединила поэтические откровения, филологические наблюдения и элементы стенд-апа. Красота русского языка, хитросплетения жизни и секреты общения с недоброжелателями – автор откровенно рассказал обо всём.
Работа-то с людьми
Нельзя выступление Вишневского называть привычным поэтическим вечером. Автор великолепных, точных афоризмов не отвлекался, но выстроил такую композицию, при которой стихотворения гармонично вписывались в разговоры о самом главном. О том, что волнует не только уважаемую публику – а на встречу пришли люди интеллигентные – но и его самого. Например, он без сценариев и черновиков рассказал о преломлении времени в произведениях:
— Сейчас такое уникальное время, когда жизнь заставляет дописывать известные стихи. «Иду с прекрасной дамою / В лучах большого дня. И – грабли те же самые / Приветствуют меня!» Захотелось добавить постскриптум: «Жаль, что не создан до сих пор на базе грабель тренажёр».
На этих поучительных строчках примеры не закончились. Владимир Вишневский поведал о том, как за пару десятилетий может измениться профессия палача.
— Раньше у меня было так. «Палач не знает роздыха!.. /Но все же, черт возьми, работа-то на воздухе / Работа-то с людьми». Сейчас у меня это звучит так, с разными же людьми приходится общаться. «Бывало, ново назначаем, / Палач обмолвится, смутясь: / «Жизнь сохранить не обещаю, / Но что-то сделаю для вас», – напомнит Вишневский.
Отдельный разговор поэт завёл о спорте. Вспомнил, как ещё до олимпийских скандалов, общественность напирала из-за условий проведения соревнования в Сочи: не будут ли ущемлены спортсмены разной ориентации?
— Наш трагический опыт. Я живу рядом со стадионом, и вижу то, на что лучше бы не смотреть. Вот и рождаются стихи о футболе…
На входе в рай мне продали бахилы
— Есть такие темы, которые понимают только в России. У нас в любое время года задача – перезимовать, — отметил поэт. – Да и язык у нас зимний. «Ты чего варежку разинул», «Показать, где раки зимуют»… Я вот только догадался в своём возрасте, что самая богатая отрасль – это русский язык. Это наше право выбора, волеизъявления. Нет плохих слов. Хотя есть и такие строчки: «Норд-ост – такого ветра больше нет»…
Уникальные стихотворения, которые могут прочувствовать только в России – что доказал Оренбург: зал понимающе смеялся – посвящены определению времён года по отключению горячей воды, жизни с запасами гостиничных полотенец и гелей для душа. А также тому, что у нас при входе в Рай продают бахилы, а в Аду интересуются, нет ли скидочной карты.
— «…в подъезде собственного дома». Это может быть понятно и гармонично только у нас. Потому что наше российское ухо привыкло к новостям, и они не бывают хорошими. «Как только что стало известно», – услышишь, и догадываешься, что будет что-то плохое. Я даже такое написал: «Я россиянин – в шоке не бываю», — поделился наблюдениями Вишневский. – Что касается новостей и телевидения, там практически нет оговорок. Когда несколько лет назад прошёл неудачный запуск, прозвучала фраза «но что-то пошло не так». Каждый день что-то идёт не так! И это и есть новейшая история.
Поэт признался, что для него огромное счастье – писать на русском языке. Он купается в нём. Продолжая эту мысль, Вишневский поделился наблюдениями: его любимая фокус-группа, чиновники, совершенно не умеет разговаривать с людьми.
— Это доказала трагедия в Кемерове. Тренд власти, говоря современным языком, бестактность. Но когда детский омбудсмен говорит детям, пережившим трагедию на озере: «Ну, как поплавали…» Я уверен, он пожалел, не глупый же человек. Но – сморозил… – продолжал выступающий. – У меня извращённое ухо, и когда я сижу, чем-то занимаюсь, то всё равно смогу услышать интересные и необычные строки. Например, из телевизора: «Шторм начал интенсивно затихать». Какая это поэзия!
Чиновники не умеют просто и понятно говорить, считает литератор. Так, вместо того, чтобы сказать «я понимаю», они непременно скажут «есть понимание». А когда поэт пригласил приятного человека на выступление, тот ему в свойственной манере, благосклонно улыбаясь, сказал так: «Да-да, я за то, чтобы поддерживать такого рода контакты».
— Вспоминаю, как несколько лет, говоря о заморозке накопительной части пенсий, министр социального развития сказал: «Мораторий на денежные накопления не означает дефицита пенсионной реформы, но направлен на усилие её солидарного характера». Я подумал, вот как дома жене нужно объяснять, где ты был!
Проклятие дивана
Владимир Вишневский известен как автор метких, забавных и парадоксальных одностиший. Кстати, некоторые из них могут оценить только в нашей стране. «Давно я не лежал в колонном зале», «Любимая, да ты и собеседник!», «Стереть с лица земли хотя бы слёзы…»
— «Нет времени на медленные танцы» – какой плотности может достигнуть русский язык! «Тут я заснул, но было уже поздно», – процитировал Вишневский. – Я должен подойти к вынужденному моменту. К сожалению или счастью, самое моё популярное одностишие – «О, как внезапно кончился диван!». Выучить никто не может, его все перевирают, даже сегодня на радио победительница конкурса сказала: «О, как неожиданно кончилась кровать». Как-то я шёл по рынку, когда они ещё не ассоциировались с криминалом, приветливое лицо определённо национальности, воскликнуло, увидев меня: «Скажи, о как внезапно кончился кровать!». Я понял, что это встреча с читателем. Этим меня травят…
Эта ситуация, по мнению Вишневского, доказывает, что подобные строчки не пишут чинно-респектабельно. Они пишутся в моменты, в настоящем временем. Но над автором из-за этого нередко иронизируют. Вот и дети, подговорённые взрослыми, на первом юбилее прочитали: «Пусть будет подлиннее ваш диван, / Чтоб вы себя вовек не исчерпали / И чтоб про вас однажды не сказали: / «О, как внезапно кончился Вован!».
— И стали меня пародировать. Я такого джина из бутылки выпустил, что приходится с последователями разбираться. Я даже написал пародию на пародистов, — вспоминал Вишневский. Он признался – без хвастовства – что его книги быстро раскупаются потому, что в них есть строчки на все случаи жизни.
Какие люди без охраны!
— Я написал книгу по оптимизации общения, призванную облегчить общение деловым людям с амбициями. Потому что у нас уникальный актив – русский язык, и с его помощью мы можем ту или иную ситуацию решить в свою пользу, — Владимир Вишневский рассказал о новой книге. – Я уверен, что среди вашего окружения есть люди, которые для 2018 года шутят неуместно. Например, «какие люди без охраны!». Или, когда я сломал ногу, только ленивый не поделился предположением, что это бандитская пуля. А ведь русский язык даёт возможность индивидуально шутить.
Владимир Вишневский утверждает: не нужно говорить ради «участия» неприятные вещи. А что у тебя с глазом? Краше только в гроб кладут. Ты так плохо выглядишь! Лучше говорить только хорошие вещи, и это не краткий курс молодого льстеца.
— Если вы прощаетесь с недоброжелателем, не нужно говорить, что земля круглая. Я хочу предложить завершать конфликтный разговор без угроз и проклятий. «Ну, хорошо. Доверимся жизни». Эту фразу хотя бы не противно говорить. А если вас без видимых причин останавливает ГБДД-шник, хотя сейчас у них намного меньше коррупции, следует сказать: «Я не тот, кто вам нужен. На все ваши законные вопросы у меня нет ни одного плохого ответа».