В Абдулино полным ходом идет строительство мечети
Вот уже месяц абдулинцы могут наблюдать, как практически в центре города возводится новая абдулинская мечеть. Об этом строительстве, которое не могло не порадовать каждого мусульманина, мы беседуем с Алмазом хазратом Кашаповым.
— Сейчас мы разговариваем с вами в здании, которое стало мечетью, но таковой не строилось.
— Этому зданию уже около ста лет. Некогда оно было предназначено под детский сад, в 1991 году горсовет безвозмездно передал его обществу мусульман. После ремонта, произведенного собственными силами, мечеть начала функционировать.
— Когда возникло желание возвести новую мечеть по всем канонам?
— Лет десять назад. Именно тогда Владимир Иванович Горбунов, в то время глава района, помог нам с получением участка, и мы поставили фундамент.
— А потом наступил длительный перерыв… Как я понимаю, это связано с финансированием.
— Строительство мечети ведется благодаря финансовой помощи, которую оказывают прихожане. Конечно, этого недостаточно. На сегодняшний день уже потрачен один миллион семьсот тысяч рублей. Здесь, кстати, и деньги предпринимателей. Сколько понадобится еще, неизвестно. О времени, которое уйдет на то, чтобы завершить возведение мечети, также говорить сложно. В этом году надеемся поднять стены под крышу.
— Алмаз хазрат, неужели оренбургский муфтият никаким образом не поддерживает строительство?
— Поймите, что оренбургский муфтият находится в таком же положении, что и мы. У него просто нет возможности изыскать денежные средства на содержание семидесяти восьми мечетей области. Да, формально мы относимся к оренбургскому муфтияту, но фактически все мечети существуют на средства прихожан, местных мусульман. Мы не исключение. Хочу обратить ваше внимание, что в нашем районе во всех татарских селах, кроме Нового Тириса, есть мечети. В Новом Тирисе она сейчас возводится и тоже полностью стараниями и на средства местных жителей и выходцев из села.
— Я слышала, что вам пришлось перестраивать в этом году ранее заложенный фундамент?
— Это на самом деле так, рабочие делали необходимый выступ для михраба – молитвенной ниши. Кроме того, мы приняли решение поднять фундамент. Время прошло, а с ним изменилось и наше видение внешнего облика мечети. Если раньше мы планировали, что внешняя облицовка будет выполнена из кирпича, то сегодня – это природный камень на основе ракушечника, который специально доставили из Дагестана. Такого больше нет нигде в России. Это вариант хотя и дорогостоящий, зато и самый красивый, и современный. Точно таким же камнем облицована мечеть в Татарской Каргале.
— Кто непосредственно принимает участие в строительных работах?
— С первого июня мечеть возводит бригада дагестанских рабочих. Шесть человек, все мусульмане. Эти же люди строили мечеть в Асекеевском районе, буквально в этом году закончили. Работаем с ними еще и потому, что у них большой опыт работы с природным камнем.
Прихожане абдулинской мечети оказывают большую помощь. Кто-то помогает строительству своим трудом, кто-то – деньгами, продуктами, некоторые тем, что рассказывают своим родственникам и знакомым о возведении новой мечети, и те, в свою очередь, начинают помогать нам. Очень хочется, чтобы ни один мусульманин не остался в стороне от общего дела. Замечу, что в городе проживает около трех-четырех тысяч татар.
— Какой будет новая мечеть?
— Двухэтажной, с минаретом, большим залом, предназначенным для мужчин, и балконом для женщин. На территории мечети также должны быть построены хозяйственные и административные здания. Мы надеемся, что в новой мечети и атмосфера будет иной. Она возводится как храм духовности, строится на века и должна нести людям нравственность. Каждый мусульманин рано или поздно все равно приходит в мечеть.
— Алмаз хазрат, во вторник начинается мусульманский месяц Рамадан, который ознаменовывается постом. В связи с этими, что бы вы хотели сказать абдулинцам, исповедующим ислам?
— Пост обязателен для всех совершеннолетних мусульман и является не только воздержанием физическим, от употребления пищи и питья, но и духовным. Человек не должен обижать окружающих, лгать, сплетничать, а лишь стараться совершать хорошие, добрые поступки.
Считается, если ты способен отказаться от еды, то воздержишься и от греха тоже.