Турпрограмма для Оренбуржья

Оренбург, 8 июля — РИА "Оренбуржье"

Координационный совет по развитию туризма в Оренбургской области определил перспективы развития туризма в регионе.

Основа для развития туризма есть

Сегодня в валовом региональном продукте туризм занимает незначительную долю — менее 1%. Однако, как утверждает и.о. министра физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области Валерий Брынцев, нельзя игнорировать тот факт, что туризм во всем мире один из самых крупных, динамично развивающихся секторов экономики. Развитие туризма дает новый импульс сельскому хозяйству, промышленности, строительству, торговле, образованию, транспортной инфраструктуре и многим другим отраслям экономики.

Для формирования на территории Оренбургской области конкурентоспособного туристского продукта существуют все основания: выгодное геополитическое положение, наличие уникальных памятников природы и объектов культурного наследия, развитая транспортная инфраструктура. Но есть и проблемы, в числе которых нерегулируемый, самоорганизующийся туристический рынок и отсутствие достоверной информации о его состоянии, низкий уровень предпринимательской среды, низкая квалификация и нехватка специализированных кадров, отсутствие скоординированного взаимодействия между участниками туристской индустрии, низкий уровень сервиса, недозагрузка и простой мощностей предприятий туристской индустрии.

Для решения всех этих проблем разработана «Стратегия развития туризма в Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года», в которой определены приоритетные направления развития туристской отрасли. Главная цель стратегии – развитие туризма как доходной отрасли Оренбургской области наравне с промышленностью, сельским хозяйством и другими отраслями.

Новый образ региона

Работа предстоит гигантская и для области — новая. Во-первых, необходимо осмыслить и представить регион как объективно благоприятный для туризма и отдыха, изменить восприятие Оренбуржья, показать особенности нашего региона. Во-вторых, нужно разработать конкурентоспособные эксклюзивные туристические продукты, оригинальные маршруты и направления в сфере туризма на основе имеющихся на территории области туристских ресурсов (музей-усадьба С.Т. Аксакова, поселения Аландское, Каргалинские медные рудники, Ириклинское водохранилище, Бузулукский бор, горнолыжная база «Долина» в Кувандыке, курорт местного значения «Соленые озера» и др.), в-третьих, сформировать маркетинговую стратегию туристского комплекса области

Правительство предлагает также разработать для учащихся образовательных учреждений комплекс экскурсионных культурно-познавательных программ и интегрировать их в учебный процесс.

Необходим в области туристско-информационный центр, который позволит интегрировать все информационные потоки о туризме в регионе в единую базу данных: достопримечательностей, маршрутов, средств размещения, экскурсий и пр. Этот центр сможет дать целостную и понятную картину для оптимального выбора тура, учитывая все основные запросы и предложения.

Виды на будущее

Основа реализации стратегии развития туризма – кластерный подход на основе государственно-частного партнерства. В документе эти приоритетные кластеры уже определены. Это «Соленые озера», «Эпоха Бронзового века», «Шелковый путь». Немалым потенциалом для развития туризма в регионе обладают проекты «Кувандыкская горнолыжная база», «Туристский комплекс в районе Бузулукского бора»; «Ириклинское водохранилище» и «Оренбургская Тарпания».

Реализовывать стратегию планируют в три этапа:

— этап проектирования (2013-2014 годы): создание благоприятных условий для развития туризма: формирование необходимой законодательной базы, разработка государственных программ, льгот, субсидий и инструментов государственно-частного партнерства;

— этап реализации (2015-2020 годы): развитие инфраструктуры туризма: разработка пакета туристских маршрутов, подготовка материально-технической базы, развитие коммунально-инженерной инфраструктуры, строительство средств размещения, организация систем сбыта. Заключение соглашений с туроператорами, турагентствами, информационными центрами и пр., формирование систем мониторинга рынка, систем обратной связи участников рынка и контроля над реализацией Стратегии.

— этап мультипликации (2020 – 2030 годы): дальнейшее расширение туристской инфраструктуры, интеграция в межрегиональные и международные туристские маршруты, развитие новых направлений туризма и отдыха.

Результат стоит усилий

Реализация «турстратегии» позволит увеличить долю туризма в экономике почти в два раза (с 510,3 млн. рублей в 2012 году до 950 млн. рублей в 2030-м). Поток туристов вырастет на почти 600 тыс. человек, доля отрасли в ВРП увеличится до 3% (1% — в 2012 году). Кроме того развитие туризма создаст 6 000 рабочих мест в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса.