«Саломея» в театре кукол. Режиссер Олег Жюгжда рассказал о необычной постановке

 

Чуть больше недели осталось до премьеры в Оренбургском областном театре кукол. 26 мая зрители увидят один из самых необычных спектаклей на оренбургских подмостках. Это будет «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда в постановке гостя из Белоруссии, художественного руководителя Гродненского театра кукол Олега Жюгжды.

Его имя широко известно в нашей стране и за рубежом, как режиссера с «лица не общим выраженьем», ниспровергателя привычных канонов, человека, который имеет в своем багаже огромный и во многом непривычный для театров кукол репертуар.

Те оренбуржцы, кому посчастливилось побывать на спектаклях фестиваля «Гостиный двор» в 2014 и 2017 годах, никогда не забудут его постановки – «Трагедия Макбета» Шекспира и «Чайка» Чехова в Гродненском театре, а также его же фестивальные спектакли в других театрах – «Вишневый сад» ( театр «Огниво» из города Мытищи) и «Крокодил» по Достоевскому (Пермский театр «Карабаска»).

Накануне премьеры Олег Жюгжда ответил на некоторые вопросы RIA56.

— Сначала вопрос общего характера: как родилась идея постановки на оренбургской сцене именно этого спектакля?

— Уже несколько лет шли переговоры о постановке спектакля в Оренбурге. Когда же мы с Вадимом Смирновым перешли к конкретному названию, то вариантов было много, но в результате мы остановились на «Саломее» в блистательном переводе Константина Бальмонта. Мне это было очень интересно, так как мало можно встретить на сценах любых театров одну из самых завораживающих и трагичных библейских тем. А уж в кукольном театре тем более. Команда у нас подобралась замечательная: сценография и куклы сделаны художником из Гродно Ларисой Микиной-Прободяк, автор музыки, также белорус, живущий ныне в Хорватии – Павел Кондрусевич. Что же касается артистов оренбургского театра, то, несмотря на то, что это для них большое испытание, они стараются, и мне даже кажется, что скоро будем понимать друг друга без слов.

— Вы – режиссер, который на территории всего постсоветского пространства, да и за рубежом тоже, буквально нарасхват. Многие театры считают за честь, если Ваше имя значится на афише. Как Вы входите в непривычный коллектив, есть ли у Вас эдакие «секретные пути»?

— Я всегда прихожу в новый коллектив с добром, и стараюсь получить такой же ответ. Для меня главное, чтобы люди, с которыми я работаю, получали от этой работы удовольствие. А иначе все теряет смысл. Между прочим, в Оренбурге у меня будет своеобразный юбилей – «Саломея» станет 150-й моей премьерой.

— Но Вы уже ставили эту пьесу в Польше, несколько лет назад. Чем будут отличаться эти постановки?

— Да всем! Начнем с того, что впервые герои заговорят по-русски, благодаря переводу Бальмонта. Другая  сценография, куклы, музыка. Здесь будет принципиально иная постановка. Моя задача – решить пьесу в лучших традициях русского психологического театра, несмотря на её явный мистический и даже фантастический характер.

— Вы сказали, что актерам непривычно было работать в предлагаемых обстоятельствах. А как вообще в наши дни происходит взаимодействие куклы и живого актера, ведь мы все чаще отмечаем синтез этих двух форм сценического существования.

— Мы живем на сломе эпох, когда повсеместно наблюдается взаимопроникновение жанров. Очень часто сейчас можно увидеть элементы кукольного театра в опере, например. Несколько лет назад видел в Вене оперу Пуччини «Турандот», так там была целая кукольная вставка, которая смотрелась очень органично. А вот в «Метрополитен-опера» в спектакле «Мадам Баттерфляй» во время увертюры, традиционные японские куклы разыграли сюжет, как бы предваряя действие. А в финале сына Чио-чио-сан изображает кукла, её ведут три человека, и это производит гораздо большее впечатление, нежели живой ребенок. Так что старый постулат «кукла может все», в наши дня реально воплощается в жизнь.

— Вернемся к Вашей «Чайке». Количество наград, которых она удостоена на различных театральных смотрах, просто зашкаливает. А приходилось лм Вам встречаться с непониманием или отрицанием этой постановки?

— Нет, ни разу, (смеется) может просто зритель у нас такой тактичный.

— Так вот о зрителе. Вы не боитесь, что не очень просвещенная публика консервативного толка воспримет историю про иудейскую царевну, как оскорбление каких-то там религиозных чувств? Вообще, Вы надеетесь на понимание?

— Я очень хорошего мнения об оренбургской публике, но если кому-то станет непонятно – пусть читают Библию, там про это все описано.

Премьера спектакля «Саломея» ( 16+)по пьесе ОскараУайльда в постановке Олега Жюгжды состоится 26 мая в 17.00 на сцене областного театра кукол. В роли Ирода, тетрарха Иудеи – заслуженный артист РФ Вадим Смирнов, Саломею сыграет Елена Смирнова. Роль пророка Иоканана исполнит Артем Артемьев.