Россияне переходят на безналичные операции
Доля россиян, оплачивающих покупки безналичным способом, с 2013 года выросла в восемь раз — до 40%. При этом треть граждан пользуются бесконтактным способом — в частности, при помощи смартфона. Безналичные платежи представляются потребителям самым удобным вариантом оплаты. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ. По прогнозам экспертов, в 2020 году более половины россиян откажутся в магазине от наличных денег.
За пять лет в восемь раз выросла доля покупателей, осуществляющих безналичную оплату товаров и услуг: в 2013 году таким способом расплачивались 5% россиян, а сегодня — уже 40%. С 94 до 56% сократилось число тех, кто предпочитает наличные. 4% респондентов не ответили на вопросы Аналитического центра НАФИ о предпочитаемых способах оплаты, пишет сайт iz.ru.
Безналичными платежами чаще пользуются жители Москвы и Санкт-Петербурга (49%), граждане в возрасте от 25 до 34 лет (52%), а также люди с высшим образованием (46%), свидетельствуют данные исследования. С 2015 года доля держателей карт выросла на 11 процентных пунктов и составила 82%.
Треть россиян (33%) пользовались банковскими картами с функцией бесконтактной оплаты. Они считают платежи с помощью пластиковых карт и смартфонов наиболее удобными. Платежи с использованием «умных» аксессуаров — часов, браслетов и брелоков — представляются опрошенным менее привлекательными. При этом пользователи считают бесконтактные платежи по карте безопаснее, чем платежи со смартфона и аксессуаров.
Платить «пластиком» действительно стали чаще, чем снимать с него деньги в банкоматах, отметил аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Доля безналичных расчетов по итогам 2017 года приблизилась к 40%, подтвердил он данные НАФИ. Тем не менее Россия всё еще остается «страной кэша» по мировым меркам. Например, в Еврозоне доля безналичных платежей в обороте сейчас превышает 70%, отметил эксперт. При сохранении тенденции и стимулировании Центробанком и правительством кредитных организаций и бизнеса в сфере розничной торговли мы можем догнать Еврозону на горизонте 5–7 лет, считает аналитик. На 50% можно рассчитывать в ближайшие 2–3 года, уточнил он.
Одним из ключевых ограничителей до недавних пор являлось отсутствие соответствующих касс у малого бизнеса. Также сказывается высокая стоимость эквайринга (приема платежных карт). Однако появление карт «Мир» и усиление конкуренции между банками постепенно сокращают масштаб второй проблемы, резюмировал эксперт.
Ежегодно оборот по картам увеличивается примерно на треть, отметила замруководителя департамента розничных продуктов ВТБ Юлия Деменюк. Такая динамика связана с развитием инфраструктуры, появлением стимулирующих переход на безналичную оплату продуктов (кэшбэк, баллы, мили), а также улучшением финансовой грамотности населения. Темпы роста доли безналичных платежей ускорятся, так как происходит ротация выпущенных ранее карт и их замена на новые, позволяющие получать еще больше преференций от оборота, отметила эксперт. Сервисы, позволяющие проводить оплату с помощью смартфона, пока занимают небольшую долю в общем объеме, однако обороты по ним растут на 20% каждый месяц, уточнили в ВТБ.
В течение следующих двух лет подавляющее большинство россиян будет предпочитать безналичные платежи. Их доля может достигнуть 65–70%, считает директор по развитию бизнеса «БКС Премьер» Антон Граборов. Популярность оплат с помощью карт будет дальше расти, но постепенно их будут замещать операции через телефоны. Причем в какой-то момент — в перспективе 3–5 лет — для оплаты через смартфон выпуск пластиковой карты вообще может оказаться ненужным, считает он.
Увеличению безналичного оборота мешает слабое развитие сети POS-терминалов в регионах, особенно в городах с населением до 100 тыс. жителей. Еще одним важным сдерживающим фактором, влияющим на рост безналичного оборота, является практически полное отсутствие безналичных операций в высоком ценовом сегменте: в силу низкой маржинальности торговцы автомобилями, недвижимостью и некоторыми другими дорогостоящими группами товаров предпочитают работать с наличными.