Рок, грязь и скорость: стали известны победители Ясненского международного автотриала

В Оренбургской области завершились соревнования по авто и мотоспорту. Десятки внедорожников и байков преодолели полосу препятствий в Ясненском городском округе во время традиционного фестиваля ЯМА.

Состязания развели на два дня. Сначала дисциплины «Стандарт» и «Спорт» вкупе с мотокроссом, на другой день кульминация – «Экстрим». Несмотря на позднее время, глава Ясненского городского округа Татьяна Силантьева нашла возможность тепло поприветствовать гостей и зрителей фестиваля, которые, несмотря на ветреную погоду, в итоге собрались в большом количестве.

Мотокросс

Десять японских мотоциклов «Ямаха» с рабочим объёмом двигателей от 125 до 600 кубических сантиметров выстроились в строгую линию, чтобы, ревя моторами, промчаться по российскому бездорожью. Все его прелести были сконцентрированы на специальной территории: барьеры из брёвен и автомобильных покрышек, «цветок» из брёвен, каменоломня, ямы и трамплины. Трасса не совсем привычная для чистых трековиков, но интересная зрителям, а мастерство мотоциклистов, позволило обойтись только одним неопасным падением.

В двух показательных заездах самым завораживающим были высокие полёты с горок. После обязательной программы спортсмены мотоклуба ещё долго раскатывали по степи, катая самых смелых детей.

Стандарт

Отдельно подготовленная трасса для машин класса «Стандарт» не столько требовала специальных навыков, сколько позволяла потренироваться обычным водителям в навыках вождения по пересечённой местности. В наших краях половина дорог таких: ямы, горки, «восьмёрка», заезд в гараж, скоростные участки и езда задним ходом. Несколько смущала яма с водой и тупиком в конце: оказалось это испытание для штурманов, которым ни один раз пришлось по ней пробежаться, улучшая общее время от старта до финиша. Кто-то подготовился и бежал в резиновой обуви, кто-то босиком. Машины берегли: из 23 экипажей лишь четыре смогли разменять четыре минуты.

«Стандарт» считается относительно безопасным видом в джип-триале, однако самое опасное происшествие могло случиться именно здесь. «Шустрики» на легенде советского автопрома, ЛУАЗе, сдавая задом, дважды чуть не перевернулись с горки. Зрители уже начали «ахать», а циничные фотографы приготовились сделать треш-кадры… но обошлось.

Победителем в классе стали: пилот Вячеслав Болесков и штурман Юрий Борзенков из Орска, второе место у Александра Волкова и Николая Семёнова из Ясного, третье место неожиданно заняли Иван Дзюба — Александр Шустов, для которых этот старт был одним из первых в жизни. Примета сработала: новичкам везёт.

Спорт

Чтобы поддерживать зрительский интерес и азарт участников, организаторы в каждом виде придумали самые разные правила игры. Трассы для классов «Спорт» и «Экстрим» проложили параллельно, добавили трибун из белазовских покрышек, но главное – расширили поля. Параллельно могло двигаться на некоторых препятствиях до трёх машин.

Условия соревнований были такими: три часовых заезда, в каждом пять-шесть машин. Кто больше кругов пройдёт, тот и победил. На первый план вышла подготовка машин и их надёжность. Из 16 экипажей 11 сошло с дистанции, чаще всего на первых кругах. Летели мосты, стартеры, полуоси, даже двигатели. Лучше проявили себя «Нивы»: жёлтый «Смурзик» из Башкирии за час намотал девятнадцать кругов. Больше всех.

Итак, Ильшат Нигматулин и Николай Кирсанов (Уфа) – первое место, Виктор Бондин и Александр Ермолаев (Оренбург) – второе, Валерий Силков и Александр Будейкин (Оренбург) – третье.

Экстрим

И здесь разыгралась фантазия организаторов: нужно было быстрее пройти четыре круга или, что получится за три часа. Всё на виду у зрителей, лишь прохождение болотца проходило вне поля зрения. На данный вид собралось наибольшее количество зрителей, однако интрига умерла достаточно быстро: оранжевый УАЗ «Апельсин» и Джип за двадцать минут прошли по четыре круга и стали первыми призёрами.

В дальнейшем всё внимание привлекли два ясненских экипажа: «Гризли» и «Бэтмобиль», прочно засевшие в яме с водой. Два с половиной часа ребята проявляли русский характер и пытались разными способами исправить ситуацию. К исходу времени «Бэтмобиль» признал поражение и выбрался на волю с помощью мощного погрузчика, а «Гризли» всё-таки выехал задним ходом и собрался штурмовать препятствия дальше, но вышел трёхчасовой лимит. Тем не менее попытки проехать вновь продолжались из принципа, но в самый неподходящий момент кончился бензин. Пришлось снова призывать на помощь погрузчик. Экипаж оказался на третьем месте, благо один круг перед этим уже прошёл. Конкуренцию могла составить «Добра коняка», но ту подвела электрика, и она закончила своё выступление там, где, казалось, не было опасности, в грязной луже.

– Трасса-жесть! – восхищались джипперы. Вновь из 11 машин в требуемом результате осталось немного – три.

У болельщиков, наблюдавших, как в ледяной маслянисто-глинистой жиже барахтались четыре оптимиста, было время порассуждать, что главнее мастерство или техника. В данном случае сошлись на мнении, что техника и удача. Мастерства всем хватало, а вот удачи – нет. Неправильно выбранная траектория и сидение в яме, промах между покрышками и длительное зависание на раме.

Некоторых участников подвело техническое оснащение – якоря лебёдок не стопорились в грунте и перепахали его, как хороший огородник любимый участок. Итоги в самой авторитетной дисциплине: Артём Лаврухин и Михаил Бровиков (Оренбург) – золото, Руслан Чепурнаев и Эдуард Штоббе (Переволоцкий район) – серебро, и ясненские настоящие мужики Евгений Пастухов и Анатолий Буртасов – бронза.

Лучше всего сказали на награждении гости:

– Вы задали такой высокий уровень, что в Оренбургской области на вас нужно равняться.

Награждаемых на сцене ждали оригинальные медали, многочисленные призы и главный – целый сруб из супершин. Покрышки казались огромными, но победители легко водрузили их на шею вместо лавровых венков.

Объём подготовительных работ впечатляет, сделано всё, чтобы спортсменам было трудно, а зрителям нескучно. Общепит или фуд-корт можно отметить отдельно. Количественно, пространственно всё было удобно, посадочных мест достаточно: хочешь перекусывай, хочешь полноценно обедай, рассчитывайся наличными или картой. Волонтёры работали чётко, и спонсоры не подвели, лотерея с 28 призами состоялась.

Гораздо меньше зрителей, чем в прошлом году, было на ночных рок-концертах, но это можно списать на неблагоприятную погоду.

Сергей Выдумчик, «Ясненский вестник»