Региональная журналистика на пороге серьезных перемен
Игорь Дмитрачков: пресс-секретарь – помощник Губернатора Оренбургской области, кандидат политических наук.
Появлению регионального медиахолдинга «Оренбуржье» и его проекта RIA56.RU предшествовали годы стенаний, отчаяния и бесплодных попыток сохранить прессу в оренбургской глубинке на сколько-нибудь приемлемом уровне. Казалось, ничего уже не может спасти от деградации некоторые районные газеты, навеки сгинувшие в бурном море современных медиатехнологий. Очевидно, что исправить ситуацию могут только жесткие и нестандартные решения, которые и были приняты управлением информационной политики аппарата губернатора и правительства Оренбургской области. Районным газетам впервые предложили стать звеньями областного информагентства, сохранив при этом самостоятельность на местном уровне. Первые результаты мы видим, набирая в адресной строке браузера ria56.ru.
Идея создания регионального информационного агентства не нова. Многие приступали к ее реализации еще в девяностые, — можно вспомнить такие успешные проекты, как «Априори», «ОНАКО-медиа», агентство «Эфир» ГТРК «Оренбург» и др. Но никто из них не смог набрать максимальные обороты по одной причине – недостаточна ресурсная база. И дело не только, и не столько в материальной составляющей. Конечно, имея нескольких профессиональных журналистов, можно создавать интересный и востребованный контент в пределах «оренбургского садового кольца», в центре которого Дом Советов, мэрии крупных городов, несколько государственных учреждений и промышленных предприятий. Но когда речь идет о долгосрочном и масштабном проекте, претендующим на роль регионального, необходимо нечто большее. Надо организовать поток профессиональных сообщений и комментариев, аналитических материалов и обзоров, фото- и видеоматериалов в онлайн-режиме со всей области. Оказалось, что это возможно, собрав под флагом холдинга районных журналистов. Затрепанный годами и проблемами ресурс оказался очень даже востребован. Уже сейчас, открыв новостную ленту нового агентства, можно почувствовать, чем живет не только областной центр, но и сельская глубинка, составить для себя достаточно целостную картину того, что происходит в Оренбургской области сегодня.
Главная проблема действующих интернет-изданий – отсутствие собственного уникального продукта. Мы часто наблюдаем, как новость, родившаяся в недрах того или иного ведомства, начинает кочевать по страницам оренбургского интернета, обрастая, нет, не деталями и комментариями, а неточностями и сокращениями. Выходит, что потоки информации находятся сегодня не в крепких журналистских руках, а штампуются пресс-службами многочисленных ведомств, а затем бездумно тиражируются в СМИ. При всей настороженности к журналистскому вольнодумству, даже сухому чиновнику хочется, чтобы его деятельность нашла живой отклик на страницах газеты или в телеэфире. Но нет: «Объем несвязанной поддержки предприятиям сельского хозяйства Оренбургской области в 2013 году составит более 4 миллиардов рублей!». Что простому сельскому труженику говорит эта апассионата? К этому факту приложить бы талантливое или хотя бы усердное перо, эффект был бы совершенно другим. Но, к сожалению, многие забыли, что информация пресс-службы не может быть самостоятельным журналистским произведением. Хочется надеяться, что журналисты РИА «Оренбуржье» смогут вести разговор более профессионально.
Уверен, что у нового агентства есть немало перспектив во взаимодействии с коллегами по цеху. При достаточно высокой конкуренции, наше медиапространство настолько обширно, что в нем есть место взаимодействию и выстраиванию совместных проектов. Агентство может обеспечивать аналитическими материалами телекомпании, которым, в силу специфики производственной деятельности, этим заняться вечно некогда. Сама редакция ria56.ru может рассчитывать на помощь структур, которые занимаются социологией, отраслевой проблематикой. Площадка агентства просто обязана стать по настоящему дискуссионной, способной дать немало полезной информации и рядовому пользователю, и представителям власти.
Учитывая особое приграничное положение нашей области, необходимо думать о постепенном выходе агентства на межрегиональный уровень. Это весьма перспективное направление деятельности, еще не «раскрученное», но способное органично влиться в масштабный проект создания Евразийского Союза, международного транспортного коридора Европа — Западный Китай. Северо-западные регионы Казахстана и наши соседи из Поволжья и Южного Урала, также как и мы, заинтересованы в тесном сотрудничестве, инфраструктурой которого является и информационная сфера. «Сердце Евразии» — это наша тема, которая должна активно пропагандироваться для успешного развития Оренбуржья.
И еще одна надежда в связи с запуском проекта – развитие профессионального журналистского сообщества. Многое для этого уже сделано, многое только предстоит. Для журналистов из городов и районов появление холдинга – второе дыхание, возможность стать востребованными не только у себя, но и в области, шанс поделиться проблемами и успехами со всеми земляками, увидеть работу своих коллег. Стряхнуть прежнюю пыль и почувствовать, что профессиональная жизнь насыщена интересными событиями.