Путь перекрыт, если ты атеист
Булат Калмантаев рассказывает о перекрытии центра Оренбурга из-за Крестного хода через призму прав человека.
Атеист я. Закоренелый, но не воинствующий. Согласный с кантовским утверждением: если Бога нет, то его следовало придумать. Но ныне не об этом – пустое дело полемизировать, что первично, что вторично. Первичен, разумеется, человек, независимо от того, какому богу он молится или верует. И атеист тоже человек, и в этом качестве он равен любому христианину, мусульманину, иудею, буддисту.
Теперь чуточку о другом. Помнится, как-то в столице страны, в городе-герое Москве не дали разрешение на проведение массового политического мероприятия в центре мегаполиса. Потом сам Президент России Владимир Путин высказался по мотивам решения московской власти: никакой политики, только из-за заботы об интересах горожан – люди в выходной куда-то едут, в том числе за город, хотят просто погулять по городу после напряженной рабочей недели и так далее. А тут, понимаете ли, митинг: политические активисты со своими знаменами-транспарантами и прочей атрибутикой, близлежащие улицы перекрыты полицией и ГИБДД, транспортная артерия парализована. Что делать гражданину-горожанину без политических симпатий и амбиций, который как человек равен каждому из тех, из-за которых улица перекрыта, транспорт застыл, порушив планы на выходной аполитичного гражданина.
Равно в такой ситуации в обеденный час в субботу оказались оренбуржцы, которых пятничные дела позвали в путь по улице Чкалова славного города Оренбурга. А тут гаишники, днем раньше отметившие свой праздник, перекрыли движение на уровне дворца «Газовик».
Естественно, все, кто был в нашей служебной машине, начали выяснять, какое-такое начальство с визитом в Оренбурге. Но я-то, атеист, знал, что улица перекрыта из-за Крестного хода. Читайте в RIA56 пост под заголовком «Перекрытие центра Оренбурга из-за Крестного хода обернулось огромными пробками».
Наш водитель Кузьмич быстро сориентировался в дорожно-религиозной ситуации. Он, знающий о моем атеистическом мировоззрении и желая предотвратить мой монолог о «поповских штучках», лихо свернул на улицу Степана Разина, у которого, если меня не изменяет память, тоже были сложности с навигацией по Волге, разрешенные им отправлением за борт красавицы-княжны. Но мы же прочно застряли в пробке на улице бунтаря, разбойника и вожака Стеньки Разина. С пробкой я смирился, сказав, что вроде «крестная пробка»…
На заранее намеченные встречи, естественно, опоздали.
«Крестный ход» нарушил мои – атеиста — деловые планы. Судя по машинам, запрудившим улицу Чкалова и прилегающие к ней улицы, не только мои. И как тут не вспомнить аргументацию главы российского государства, справедливо и правильно объяснившего, что митингующие не должны нарушать права немитингующих.
На этот эпизод конца рабочей недели можно бы и не обращать такого внимания, но многое, происходящее в стране, вынуждает над ним задуматься.
Принимают закон, устанавливающий ответственность за оскорбление чувств верующих. Но в стране есть еще я, гражданин-атеист, и миллионы и миллионы таких же. Как с нашими чувствами?
Ладно, когда очередной священнослужитель (без разницы какой веры) несет с голубого экрана, с точки зрения атеиста, глупость за глупостью, телевизор можно выключить или уйти на другой канал. Но куда уйдешь от того, что меня, как гражданина, оскорбляет, то, что религиозное мировоззрение претендует на доминирование в массовом сознании, а мы – атеисты – лишены возможности что-то этому противопоставить. За религией оказалась вся моральная, правовая, силовая мощь, что удивительно и странно, светского государства. Улицы-то Чкалова не из-за атеистов перекрыли…
Да, каждому необходима терпимость, освоенная как норма общежития. Но ей, пожалуй, имеется предел, когда государство, пусть не декларируя то, становится на сторону одной части населения, в данном случае пренебрегая атеистами…
Тонкость тут вот какая: атеисты ныне пошли иные – не воинствующие. И это правильно. Они освоили уроки истории, российской – особенно крепко.
А другие?