Про снобизм или «соло на qwerty»
Моё знакомство с Сергеем Донатовичем Довлатовым началось с «Соло на «Ундервуде». Мне так полюбились эти афоризмы, что мне захотелось самой записывать всякие цитаты и нелепости окружающих меня людей, но, то ли Оренбург такой Оренбург, то ли я так болезненно отношусь к чужому невежеству, подборка у меня вышла по сути больше печальная, чем смешная. И каждый раз я разрываюсь между смехом, пренебрежительным осуждением и попытками оправдать всех этих филистеров.
К примеру, один очень привлекательный молодой человек, бармен, как-то, играя с нами в одну относительно интеллектуальную игру, выдал: «Я всегда путаю Берию, Геббельса и Белинского». И тут же потерял свою привлекательность. По крайней мере, для меня. Бедный Белинский. А вот моя сокурсница, спросившая после экзамена по истории, «кто такая Берия», свою привлекательность не потеряла, я до сих пор её люблю всей душой, потому что она прекрасный человек. И ей Берию все давно простили. А тому парню нет.
Или прихожу я как-то в налоговую, там тётки лет по 35 очень неприветливо меня принимают, и я, дабы разрядить обстановку, говорю: «Такие репродукции у вас дивные висят. Ренуар!». А они мне хором: «Нет, это Париж!». И ведь они, эти тётки, наверняка любящие мамы, заботливые жёны, ответственные работники. И я над ними смеюсь, а у них зарплата в 6 раз больше моей, и им совершенно не до Ренуара.
А вот из любимого. Как-то приезжаю я в книжный купить маме по её заказу к Восьмому марта книгу «Есенин без Дункан», а мне говорят, что нет такой. Я прошу посмотреть по компьютеру, ведь она точно есть, я знаю, но мне опять говорят, что нет. Я прошу посмотреть ещё раз. Словесная перепалка продолжается минут 10, в итоге раздражённая барышня на кассе поворачивает ко мне монитор и показывает, что результат поиска – ноль. В поисковой строке написано: «есенин бездонкан». Занавес.
Однажды некая очень уважаемая мной возрастная женщина сказала в разговоре: «Всё смешалось в доме Обломовых». Я поправила её дрожащим голосом, боялась обидеть, хотя что тут обидного, она просто перепутала Толстого с Гончаровым. Она непринуждённо посмеялась. А я ещё минут 15 переживала, что я выскочка, неспособная промолчать и простить взрослому человеку литературную оплошность.
Таких примеров у меня масса. Одна официантка в передаче про французские рестораны в Москве сказала, что у них нет сомелье, зато есть жюльен! Я рассказала этот перл всем своим друзьям, и далеко не все посмеялись. Вы скажете, это снобизм. Я, пожалуй, соглашусь, но, в конце-то концов, мы все учились в школе, в институте. Мы читали (ну должны были читать) одни и те же книги, изучали историю, географию, международную художественную культуру. Это ведь общие знания. Ну какие-то базовые знания ведь должны быть, просто обязаны быть, кроме того, что Лондон – столица Великобритании! Ведь стыдно не знать про Есенина и Дункан, работая в книжном магазине! Бродского, к примеру, можно любить или не любить, но знать о нём нужно! И Бенилюкс это не одна страна, а три! Хотя, постойте…О чём это я…Я знаю много замечательных людей, порядочных, смелых, отзывчивых, которые никогда не отличат импрессиониста от импресарио. И это в некотором роде даже не их вина. И я никогда их не обвиню и не упрекну в этом, разве что в шутку по ситуации. Но, спасибо огромное моим родителям за то, что они приучили меня читать, интересоваться, познавать, запоминать.
А теперь, уважаемые знатоки, внимание, вопрос: где эта грань между преступным невежеством и смешной нелепостью? И почему одним мы прощаем глупость, а другим нет? Думайте, господа, думайте. У вас ровно одна минута.