Повернуть вспять
Проект о повороте сибирских рек был закрыт 28 лет назад, но Казахстан еще надеется на возрождение проекта.
Поворот сибирских рек, или, правильнее сказать ,переброска части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию, обещал стать одним из самых масштабных проектов XX века. Но, вопреки многолетним усилиям советских ученых, в эти дни исполняется 28 лет со дня отмены масштабного проекта.
Поворот сибирских рек — проект по перераспределению речного стока сибирских рек и направлению его в Казахстан, Узбекистан и, возможно, Туркмению. Автором идеи поворота части стока Обь-Иртышского бассейна на юг является инженер Я. Г. Демченко, живший еще в XIX веке. Но тогда эту идею не приняли, посчитав безумной и бесперспективной.
Позже, уже в Советском Союзе, в 1948 году о такой возможности заговорил российский географ академик Обручев. Он написал письмо Сталину, но генсек не уделил проекту особого внимания. Такая ситуация продолжалась до 1968 года, пока пленум ЦК КПСС не дал поручение Госплану, Академии наук СССР и другим организациям разработать план перераспределения стока рек. Над проектом в течение 20 лет работали более 160 организаций СССР. Руководство на себя взял официальный заказчик проекта — Минводхоз.
Осуществить проект планировалось в два этапа. Канал «Сибирь — Средняя Азия» был первым этапом проекта и представлял собой строительство водного канала из Оби через Казахстан на юг — в Узбекистан. Канал должен был быть судоходным. Предварительная стоимость проекта (водоподача, распределение, сельхозстроительство и освоение, объекты АПК), равнялась 32,8 млрд рублей, в том числе: на территории РСФСР — 8,3 млрд, Казахстана — 11,2 млрд и Средней Азии — 13,3 млрд. Выгода от проекта оценивалась в 7,6 млрд рублей чистого дохода ежегодно. Анти-Иртыш — второй этап проекта. Воду планировали направлять вспять по Иртышу, затем по Тургайскому прогибу в Казахстан, к Амударье и Сырдарье.
Но на практике все выглядело несколько иначе, и в 1985 году было принято постановление о несостоятельности проекта. А во время перестройки и вовсе стало понятно, что Советский Союз не в состоянии финансировать подобный проект. В 1986 году было решено прекратить работы.
Не последнюю роль сыграли и многочисленные публикации в прессе тех лет, авторы которых высказывались против проекта, утверждая, что это настоящая катастрофа с экологической точки зрения.
Одним из активных противников программы поворота рек был эколог и экономист Виктор Данилов-Данильян, говоривший несостоятельности и абсурдности данного проекта:
— Воду экономически совершенно неэффективно гнать на расстояние больше чем, скажем, 500 км. А там 2550 км. Экономически это полный абсурд. И главная причина, по которой тогдашняя власть в 1986 году приняла решение об от проекта была, конечно, экономическая. Власть оказалась в очень выгодной ситуации. С одной стороны, она прекрасно понимала, что экономически этот проект не вытянуть ни в коем случае, и искала способ отказаться от него. А тут очень хороший способ появился. Появились критики, которые прежде всего делали акцент на экологии. И, принимая решения об отказе в разработке этого проекта, власть, во-первых, достигала собственной цели, — экономической, не заниматься этой ахинеей, — а во-вторых, она демонстрировала всему миру, что она слушает общественность, уважает науку, да ещё и экологию тоже. Хорошая мина при плохой игре.
После того, как в 1986 году работы над проектом были окончательно прекращены, о переброске сибирских рек долго не вспоминали – вплоть до начала 2000-х. Именно тогда мэр Москвы Юрий Лужков предложил вновь рассмотреть различные варианты использования стока сибирских рек для орошения Средней Азии. 25 января 2002 года Лужков направил письмо Президенту РФ В. В. Путину с просьбой поддержать проект, «взять его под свой личный патронаж».
После обнародования данного письма в прессе началось активное обсуждение инициативы московского мэра. Газеты подсчитали, что проект Лужкова обойдется в $25 млрд, которые неоткуда брать. Экологи заговорили о катастрофе для всей Сибири.
План Юрия Лужкова по переброске рек был представлен Владимиру Путину в Проблемной записке по вопросу взаимовыгодного использования вод сибирских рек. К этой записке было приложено технико-экономическое обоснование проекта. Работы над проектом восстановлены не были, но Лужков не остановился на достигнутом и в октябре 2008 года представил свою новую книгу «Вода и мир», посвящённую возрождению плана переброса части стока сибирских рек на юг.
В сентябре 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости восстановления разрушенной системы мелиорации:
— К сожалению, система мелиорации, которая была создана в советский период, деградировала, была разрушена. Нам нужно будет её сейчас воссоздавать.
В свою очередь ,президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил российскому лидеру Дмитрию Медведеву вернуться к проекту переброски потоков сибирских рек в южные регионы России и Казахстана:
— В перспективе этот проект может оказаться очень большим, необходимымдля обеспечения питьевой водой всего Центрально-Азиатского региона.
Медведев заметил, что Россия открыта к обсуждению различных вариантов решения проблемы засухи, включая «некоторые прежние идеи, которые в какой-то момент были спрятаны под сукном».
Данный вопрос до сих пор не дает покоя Казахстану. В июле нынешнего года руководство Казахстана предложило возродить проект по переброске части стока Волги в реку Урал. По словам вице-министра охраны окружающей среды Ерлана Нысанбаева в настоящее время сток Урала снизился до пяти кубических километров в год, «что является пределом, ниже которого в регионе пойдут необратимые экологические изменения с катастрофическими последствиями».
Россия пока никак не откликнулась не предложение. Свое решение она озвучила еще 28 лет назад.