Непростое ОСАГО: когда кончится война

Еще пару месяцев и я попаду в ряды тех, кто будет клясть, на чем свет стоит, страховщиков.

Действие полиса ОСАГО заканчивается. Читаю форумы и понимаю: на удачу рассчитывать не стоит – выкачивание денег за «дешевую» страховку в крупных компаниях продолжается уже более года, причем по всей стране. А у меня стаж всего два года. Страшно подумать в какую копеечку встанет обязательное страхование автомобиля. Российский союз автостраховщиков (РСА) ведет себя как Фемида, закрыв на все глаза и положив на чашу весов жажду наживы страховщиков и мытарства автомобилистов. Вероятно, без вмешательства высшего руководства нашей страны эта чаша так и не уравновесится. А оно не торопится, наблюдает за процессом. Видимо делает выводы…

В Оренбурге очередной транспортный коллапс, перевозчики загоняют свои авто в боксы до лучших времен – об этом разве что ленивое СМИ не написало. Спорить не буду, общественным транспортом пользуюсь редко, но обгоняют и подрезают водители «пазиков» и «газелек» регулярно. Мне вот что непонятно: если меньше чем полгода назад страховые компании уже устраивали кузькину мать перевозчикам, почему они не довели дело до конца? Не отправили запрос в РСА, не подали заявления в прокуратуру и другие структуры? Почему опять вопрос решается вызыванием на ковер страховщиков, которые ни городской, ни областной власти не подчиняются? И откуда после взрослого серьезного разговора вдруг возникают долгожданные полисы ОСАГО, которых буквально час назад еще не было?

Полисы у компаний есть, в этом сомневаться не приходится, но только для тех, кто готов распахнуть свой кошелек для загребущих рук страховщиков и прикупить к ОСАГО дополнительные «опции», ну или на худой конец оплатить 100% стоимости полиса без учета безаварийной езды. Особо требовательным и настойчивым все же может повезти, есть прецеденты. Всем остальным придется либо искать знакомых в этой сфере, либо, если хватит сил и терпения, ставить свое авто и добиваться справедливости по закону: требовать от страховых письменного отказа выдачи полиса, писать запрос в РСА и ждать ответа месяц, а потом идти в прокуратуру и антимонопольную службу. Кстати, летом прошлого года одну из крупных страховых компаний антимонопольщики оштрафовали на 300 тысяч за навязывание допуслуг. Но на путь исправления, судя по нынешней ситуации, она так и не встала.  

Ясно, что нажива тут не главное. Практически каждый второй автомобилист уверен – все дело в сговоре. Компании, предположительно входящие в правлении РСА, создают монополию, вытесняя с рынка конкурентов и брокеров. Уж как-то грязно вытесняют. На восстановление доброго имени больше денег уйдет, чем на допопциях заработают. А вообще мне все равно, сколь страховых компаний останется на рынке. Главное, чтобы полисы выдавали в срок без всяких допуслуг и за ту цену, которую утвердит Правительство РФ. Без авто я обойтись нынче не могу.

Второе предположение – страховщики ждут повышение лимита выплат, чтоб тут же взвинтить стоимость ОСАГО. Об этих поправках в закон говорят уже больше года, но воз и ныне там. Гарантии, что в этом году компенсация за ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП вырастет до 500 тысяч рублей, а авто —  до 400 тысяч никакой нет. Да и не обернется ли такая щедрость еще большим коллапсом? Если сейчас компании говорят о многомиллионных убытках. По мнению экспертов в случае такого увеличения они начнут измеряться миллиардами. Сколько тогда будет стоить страховка?

Лично для меня единственным выходом из сложившейся ситуации было бы введение моратория на выдачу полисов. Полгода на то, чтобы навели окончательный порядок, чтобы наконец-то страховщики и власти договорились, сколько компаний останется на рынке, повысятся ли выплаты за ущерб, и какова будет стоимость страховки. А мы, обычные автомобилисты спокойно переживем эти затянувшиеся войны, поездим со старой страховкой, но со всеми сохраненными условиями использования ОСАГО.