Оренбургские ученые предложили установить датчики мониторинга воздуха на маршрутки
Коллектив ученых Оренбургского государственного университета под руководством доцента кафедры систем автоматизации производства Равиля Алтынбаева разработал проект по упрощению системы мониторинга загрязненности воздуха. Исследователи предложили установить датчики на общественный транспорт.
По мнению экспертов, в нынешней обстановке стационарных пунктов экологического мониторинга недостаточно, а передвижные задействуют лишь в особых случаях. Это не позволяет повсеместно и постоянно осуществлять наблюдение за выбросами загрязняющих веществ и своевременно оповещать специализированные службы о превышениях предельно допустимых концентраций загрязнений воздуха.
Коллектив ученых предложил оригинальное решение проблемы – внедрить экологический мониторинг в систему общественного транспорта, которая в крупных городах хорошо развита, разветвлена и по большей части оборудована системой GPS/ГЛОНАСС. За разработку этого проекта молодой ученый Равиль Алтынбаев получил персональную стипендию Оренбургской области.
— Суть предложенного подхода заключается в том, что на транспортном средстве, которое движется по определенному маршруту, устанавливается оборудование для определения состояния городского воздуха — датчик-газоанализатор, который постоянно фиксирует информацию о загрязнениях приземного слоя атмосферы в конкретных точках маршрута с координатами, — рассказал Алтынбаев. – Это позволяет непрерывно формировать базу данных о составе воздуха и концентрации вредных веществ в нем. Применение передвижных постов на основе общественного транспорта (движущихся троллейбусов, автобусов) с использованием спутниковых информационных технологий, компьютерной обработки результатов и диспетчерской службы дает возможность мгновенно отследить, проанализировать и не допустить дальнейшего развития чрезвычайной ситуации, связанной с повышением предельно допустимой концентрации вредных веществ.
Сегодня ученые уже разработали структуру автоматизированной системы контроля и прогнозирования концентраций вредных веществ воздушного бассейна промышленного города. Также они предложили метод имитационного моделирования системы общественного транспорта, которая использует данные дистанционного зондирования Земли и методы объектно-ориентированного программирования, что позволяет создавать компьютерную модель маршрутной сети системы общественного транспорта в трехмерном пространстве с географической привязкой. Разработан и алгоритм прогнозирования распространения вредных веществ, который использует оперативные сведения о перемещении транспорта совместно с данными датчиков-газоанализаторов и данными о рельефе местности, получаемые с помощью технологий дистанционного зондирования Земли. Все это позволяет осуществлять прогнозирование распространения загрязнений воздушного бассейна на заданный интервал времени и заданное расстояние.