Олег Грачёв: В Оренбургской области – лучшие пейзажи

фото: https://vk.com/oleggrachev

Лучше гор могут быть только степи – по крайней мере, для оренбургского фотографа Олега Грачёва. Своё видение бесконечных полей он представил на выставке «Пейзажи Южного Урала» в областной библиотеке имени Крупской. На презентации полотен автор рассказал о вдохновении, современном искусстве и работе в журналистике.

Пейзажи и путешествия

Изначально в экспозицию «Пейзажи Южного Урала» – сейчас её переименовали в «Путешествие и пейзажи» – должны были войти изображения указанной местности. Но, по словам фотохудожника, люди, которые должны были помочь с оформлением, подвели. Поэтому на выставке можно найти не только природу Оренбурга и Башкирии – Олег Грачёв оставил распечатанные снимки из других стран.

— Я очень люблю природу, люблю путешествовать. Это – главное направление в моём творчестве, — объяснил он. – Я бы очень хотел показать Турцию, уникальное и красивое место. Но делать выставки сложно и накладно. Поддержки или меценатов в сфере фотографий у нас нет. Я всё равно надеюсь, что мне в полном объёме получится показать работы из других стран.

Игры света

— Любая природа заряжает энергией. Я люблю бродить по степям и по нашим сопкам, иногда прохожу много километров, и, естественно, нахожу много интересного, — продолжил рассказ Олег Грачёв. – Мы стараемся выезжать в разное время года в разное время суток, ночевать на природе. Люблю снимать в тумане, когда он скрывает все лишние детали.

Олег Грачёв сказал по секрету, что самое эффективное время для фотоработы – «золотой час» перед рассветом, сам рассвет и закат. Ведь дневное солнце противопоказано пейзажам: большой контраст и перепад яркости. А лучи, только-только появляющиеся или угасающие, создают мягкое свечение и преображают всё вокруг.

— Меня вдохновляет степь. Я несколько раз бывал в Подмосковье, где очень много лесов. Было так неуютно! Вспоминал наши родные просторы. Считаю, что у нас самые лучшие пейзажи с замечательными горами, на любую из которых можно легко взобраться. Также я бы посоветовал снимать сейчас, весной: появляется свежая, прозрачная зелень. Летом она грубеет, покрывается пылью…

Фотохудожник признался, что любит естественный свет и старается имитировать именно его. Но жалеет, что при съёмки Байкала взял слишком мало фонариков. Также Олег Грачёв напомнил, что в апреле этого года вышла книга «Солёные озёра Соль-Илецка». Будет второе, расширенное издание с эксклюзивными снимками.

-Материал собирается, меняется. На издание нужны сравнительно небольшие деньги – 800 тысяч для печати альбома. Для больших городов это посильно, но не для нас, — заключил он.

Современное фотоискусство

Фотохудожник признался, что у него нет официальных учеников, но есть люди, близкие по духу. У кого-то из них, естественно, меньше опыта. Но многие регулярно достойно выставляются.

— Опять приду к этому выводу: чтобы продвигать молодых фотографов, нужна поддержка, нужны деньги, чтобы распечатать снимки. А ведь они зачастую студенты, и средств у них нет, — заключил автор. – Сейчас вот есть интересное предложение из Китая, где будут делать международную выставку «Шёлковый путь». В других конкурсах нужны оргвзносы…  У нас есть замечательные ребята, которых можно смело показать на международном уровне.

Олег Грачёв затронул и иную сторону современного фотоискусства: многие начинающие авторы отвергают классическую школу, даже не познакомившись с ней. Чтобы создавать что-то новое, нужно знать основы.

— Потому что я много раз видел, как менялась мода. Сегодня это стильно, завтра- смешно, а послезавтра – о, какое милое ретро. Как в одежде, так и в фотографии. Многие, наверное, помнят, что были такие снимки, когда жених держит невесту на ладошке.

Олег Грачёв, занимающийся фотоискусством более 40 лет, учился по… живописи. Тогда не было интернета, поэтому люди впитывали в себя все знания, которые могли найти. Альбомы, репродукции, — всё, что наложило отпечаток.

— Советую всем молодым фотографам смотреть живопись, графику, кино – везде можно найти идеи.

Оттиски прошлого

— Я считаю, что настоящая фотография должна быть напечатана на бумаге. Виртуальная вроде бы сегодня есть, а завтра уже нет, — поделился мнение Олег Грачёв. – Все крупнейшие мировые музеи собирают отпечатки фотографии на бумаге. Один мой знакомый фотограф делает два отпечатка, один оставляет себе. Да и, к сожалению, у нас не так широко распространён художественный рынок: в 90-х у меня целые выставки покупали.

Ради нескольких снимков

Для того, чтобы создать «Иррациональную выставку», Олег Грачёв отправился за объективом в другую страну. Это – не единственная «жертва» искусству. Иногда – ненароком – приходится прощаться с техникой.

— Исландия – это рай для фотографов-пейзажистов. Совершенно уникальный остров, где природа осталась в первозданном виде. Там меня смыло большой волной. Мы, степные жители, к этому не готовы. Я не заболел, но фотоаппарат на 99 процентов заржавел и окислился. Я его сохранил, может, когда-то продам с аукциона. Даже остался последний кадр волны…

Чистое искусство

Олег Грачёв предупреждает: прежде чем идти в фотожурналистику, нужно понимать, что будет трудно и безденежно. В те времена, когда он работал фотокорреспондентом в районной газете, за хороший снимок получали хороший гонорар.

— Сейчас сложнее. Большая конкуренция. Востребована не качественная фотожурналистика, а оперативная. Я считаю, что фотожурналистика – это самая настоящая фотография, мгновение и документ. Есть много снимков, которые сложно отнести к настоящему искусству, ведь там много обработки. А вот фото в чистом виде – самое ценное и сложное. На некоторых конкурсах в этом плане очень строгие правила: нельзя убирать провод, столб или как-либо прикасаться к работе…