Окно в жизнь
Приживутся ли у нас бэби-боксы?
О существовании бэби-боксов я узнала не очень давно. С месяц назад в эфире программы «Утро в Оренбурге» руководитель благотворительного фонда «Наши дети» Наталья Чертова рассказала, что это и для чего нужно.
Бэби-боксы или «Окна жизни», как называют их в России, — это специально оборудованные помещения, представляющие собой с одной стороны колыбельную, которая располагается внутри медучреждения, а с другой – окошко, выходящее на улицу. Если женщина по какой-либо причине принимает решение отказаться от малыша, она может оставить его в такой колыбельной на условиях анонимности. Через 30 секунд после этого дверца блокируется, врачи узнают об оставленном младенце благодаря специальному сигналу, после чего проводят осмотр и делают необходимые анализы. Затем они обращаются за помощью в правоохранительные органы и органы опеки, которые и занимаются его дальнейшей судьбой. В том случае, если следов физического насилия на теле ребенка не обнаружат, правовых последствий матери удастся избежать. Если же женщина захочет вернуть ребенка, она сможет прибегнуть к генетической экспертизе до тех пор, пока малыш не будет усыновлен.
Явление это не то чтобы новое. Если верить Википедии, возникло оно в средние века, и, так или иначе, существовало во многих странах. В том проявлении, о котором сказано выше, бэби-боксы стали появляется в России совсем недавно по инициативе пермского благотворительного фонда «Колыбель надежды». Распространение этой практики является как раз важнейшим направлением их работы, и, пожалуй, самым дискуссионным.
Противники «Окон жизни» считают, что вместо того, чтобы создавать бэбэ-боксы, было бы правильнее направить силы и средства на профилактику случаев отказа от малышей среди матерей, входящих в группу риска. Мол, те женщины, которые выбрасывают младенцев в мусорные баки, грубо говоря, продолжат это делать, игнорируя усилия общества и специалистов. Других женщин, оказывавшихся в похожих жизненным ситуациях и готовых решится на непростой шаг, можно убедить оставить ребенка. И, конечно, в этом есть рациональное зерно.
Я же позволю занять себе противоположную позицию. Что такое бэби-боксы? Это реальная альтернатива инфантициду или, проще говоря, детоубийству, случаи которого фиксируются в том числе и в России. Жуткие заголовки, вроде «В городе N женщина оставила новорожденного малыша на морозе» появляются сегодня во многих СМИ с печальной периодичностью. И уж извините, но профилактики здесь недостаточно. Это поняли, кстати, в нескольких регионах России, в том числе, в Краснодарском крае, где бэби-боксы оправдали свое существование. Причина ли это для радости – другой вопрос.
Понятно, что в идеале, дети должны воспитываться родителям или одним из них, и судьба малышей, от которых те отказались, особенная. Но где вы его, этот идеал видели? Если женщина решила избавиться от ребенка – она это сделает. И здесь уже на первый план выходит вопрос не морали и практической целесообразности, но жизни и здоровья новорожденного. Даже если одного малыша удастся спасти таким образом – это уже благо. К тому же, средства на установку «Окон жизни» собирают волонтеры, т.е. на бюджете любого уровня это по сути не должно отразиться.
Поддержат ли установку бэби-боксов в нашем регионе – вопрос пока открытый. Насколько я понимаю, окончательный вердикт министерство здравоохранения Оренбургской области еще не вынесло. Но и волонтеры сдаваться не намеренны, а значит, поводов вернуться к этой теме будет еще достаточно. К сожалению.