Нет урожая без топлива. Оренбургские аграрии попросили о помощи депутатов Госдумы
Рост цен на бензин и дизельное топливо вызвал негодование не только у рядовых оренбуржцев, но и представителей бизнеса. Больше всего дорогое горючее ударило по сельскому хозяйству. В большинстве хозяйств Оренбургской области яровой сев завершили на запасах топлива, купленного в марте-апреле. Нынешние цены угрожают благополучной обработке полей и уборке урожая.
В понедельник, 5 июня, стало известно, что сразу пять регионов попросили федеральный центр поддержать сельхозпроизводителей, которые могут пострадать из-за резкого роста цен на горюче-смазочные материалы. Обращения в Москву пришли из Ставрополья, Кубани, Крыма, Ростовской и Челябинской областей. Аграрии Оренбургской области выбрали иной путь и рассказали о проблеме депутатам Государственной Думы от региона – Игорю Сухареву и Юрию Мищерякову.
В министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области RIA56 сообщили, что рост цен на бензин и дизтопливо – одна из актуальных проблем отрасли. Этот вопрос при первой же возможности губернатор передаст в федеральное министерство. Пока аграрии ждут действенных мер от парламентариев.
Цены на топливо растет с начала года, но в апреле и мае скачок был особенно резким. На оренбургских АЗС стоимость литра в последнюю неделю весны увеличивалась по 30 копеек за сутки. Понимая, что ситуация накаляется, правительство пошло на крайние меры и не только отменило планируемое повышение акцизов, но и снизило фискальный сбор с 1 июня.
4 июня премьер Дмитрий Медведев подчеркнул, что вопрос цен на топливо уже носит резонансный характер, признал ситуацию «очень нервной», призвал власти не ослаблять контроль, а нефтяников «не проявлять эгоизма».
Сельское хозяйство – крупный потребитель дизтоплива: на отрасль приходится несколько миллионов тонн в год, подсчитал Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». По оценке гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, среднее хозяйство на юге РФ расходует примерно 70–75 литров дизеля на один гектар посевов. При этом если год назад топливо ему обходилось в среднем в 27 рублей за один литр, то сейчас стоимость выросла до 35 рублей. То есть за год среднее хозяйство, обрабатывающее 10 тысячами гектаров земель, могло увеличить расходы на топливо сразу на шесть миллионов рублей. Такой пример приводит «Коммерсант».
Глава агродивизиона холдинга «АФГ Националь» Алексей Попов подсчитал, что стоимость ГСМ за первое полугодие выросла на 30%: «Это очень большой рост, который ложится в себестоимость». При этом ГСМ используются не только при полевых работах, а при доставке продукции, поэтому сейчас участники рынка вынуждены пересматривать технологические карты и структуру затрат, отмечает топ-менеджер. Из-за ожидающихся трудностей с урожаем в сочетании со значительным ростом цен на топливо маржа аграриев может оказаться ниже прошлогодних показателей, предупреждают эксперты.
Отметим, что по данным службы статистики средняя цена литра дизельного топлива в Оренбургской области по состоянию на 28 мая составляла 44 рубля 24 копейки, когда в среднем по России солярка стоила 43 рубля 91 копейка.