Наталья Ибрагимова: Городской недвижимости необходима смена стандартов, нужно искать современные решения
Председатель регионального отделения Союза архитекторов России Наталья Ибрагимова дебютировала на неделе в радиоэфире с программой «Районы — кварталы». Главной темой эфира стала городская и загородная застройка Оренбурга. Эксперт в сфере архитектуры рассказала, какие на ее взгляд первоочередные задачи должны решаться в городе, а также нарисовала типичные портреты жителей, которые живут в черте города и за ее пределами.
— В городской недвижимости в первую очередь нужны смена стандартов, — подчеркнула Наталья Ибрагимова, — Мы должны уходить от микрорайонов старой советской модели и находить современные решения. Так, в качестве примера, жилье на первых этажах многоэтажных жилых зданий должны заменять общественные помещения – будь то магазины, приемные различных организаций, офисы или даже кафе. Мы должны думать о том, как делать дворы без проезда автомобилей, то есть формировать «умный» фронт застройки.
В век мобильности и технологий стираются границы между городом и пригородом. Эту мысль высказал один из экспертов программы, и архитектор согласилась с ней, пояснив, что потребности общества всегда подвергаются деформации и это зависит от времени, в котором мы живем.
— Большинство вещей, предметов и услуг возвращаются к нам на новом технологическом уровне, и это нормально, — сказала Ибрагимова. — Сегодня немало людей работают из дома и живут в пригороде, где самое необходимое для них – это связь, интернет. Главное — это структура и сервисы того района, в котором вы живете, которым обрастает пространство вокруг. То же самое в городе. Откуда, как вы думаете, появился запрос на «тихие зоны» в помещениях общепита? Человеку нужно поработать, или отдохнуть и ему необходима спокойная обстановка, то же самое он ищет в парках и скверах. Это формирует комфортную городскую среду.
— Города ХХ века – это города индустриального типа, которые сформировались вокруг промышленного производства. Основная особенность застройки кварталов в это время – связь с инфраструктурой – детсадами, больницами, школами и транспортной развязкой, — рассказала Наталья Ибрагимова. — В Оренбурге в 50-х годах прошлого века начинается массовое строительство многоэтажного жилья. Как раз это был ответ на запрос тех работников промышленных предприятий, расцвет которых пришелся на это время. Преимущественно застраивались восточная и северо-восточная части Оренбурга. В 60-е годы также начинает расстраиваться север.
Видео Госфильмофонда, программа «Время», «Город газовиков Оренбург», 29 августа, 1977 года
Строительство в те годы велось по генплану, разработанному «Гипропромом». Можно было проследить отказ от поселкового расселения в пользу микрорайонов и крупных жилых районов. Улица Чкалова и проспект Гагарина как раз разрабатывали по такому же принципу, и это была центральная ось, которая связывала город с аэропортом,- отметила архитектор.
— Россия в конце 60-х годов – уже не страна крестьян, а в конце 20-го века — не страна рабочих. Начинается перестройка, меняется политический строй, экономические реалии становятся другими, строительство затормаживается. То есть многоэтажные дома перестают строить, но зато начинает развиваться индивидуальное строительство, — говорит Ибрагимова. — Города XXI века- постиндустриальные города, где большая часть горожан уже не работают на производстве, отсюда и смена запросов и на жильё и на пространства.
— Чуть позже в 90-е, начало 2000 годов наши жители начинают выбирать – пригород или квартира в городе. Далее в «нулевые» мы опять видим расцвет многоэтажного строительства, но оно все ведется по плану – те же многоэтажки, те же детсады в микрорайонах, ничего нового не происходит, хотя у людей уже сформирован другой запрос на территорию. Но так как жилищный дефицит был крайне развит, то отдавали деньги за то, что им предлагали. Иного выбора не было.
По мнению Натальи Ибрагимовой, сегодня можно составить социальный портрет городского жителя и жителя пригорода. В пригороде в первую очередь выбирают территорию и отсутствие соседей по лестничной клетке, люди готовы платить за большие площади и это почти всегда автомобилисты. Горожанин же наоборот больше ценит взаимодействие с городом, больше времени проводит вне дома и ему необходимо знать, что он в центре событий.
По данным экспертов рынка недвижимости, 2014 год и очередной кризис сильно повлияли на предпочтения оренбуржцев. Коттеджное строительство в пригороде заменили на более выгодный вариант – таунхаусы. Сегодня этот сегмент на рынке недвижимости составляет 10%. То есть 90% оренбуржцев живут в черте города.Также вырос спрос на жилье эконом-класса, стали больше покупать и пользоваться спросом однокомнатные квартиры-студии, востребованные молодыми семьями и студентами. В ТОПе самых популярных кварталов, которые сегодня пользуются спросом у оренбуржцев — 16 и 20 микрорайоны, не теряет популярности Малая Земля и на третьем месте новый микрорайон в районе жилого комплекса «Оренбуржье».