Можно ли научить думать?
Нынешнюю систему образования в России не ругает только очень ленивый. Вот и очередной опрос наших сограждан показал, что больше половины из них за прежние методы оценки знаний, т.е. за традиционный экзамен, а не за ЕГЭ. Более того, многие уверены, что качество знаний выпускников, неумолимо снижается.
Как педагог по образованию, я большой противник тестовых методов исследования знаний. Они не позволяют развивать мышление, что, на мой взгляд, является главной задачей и основой школы. Это первое.
Второе: меня совершенно не устраивают федеральные образовательные стандарты, которые недавно обсуждались. И в школе, и в институте человеку нужно дать систему знаний и возможность в ней ориентироваться. Поэтому такие свободные формы, как сочинение, эссе, размышление, являются наиболее подходящими для обучения гуманитарным дисциплинам.
Мне нравятся эвристические методы. Это требует больше сил и времени на обучение, но ребенок самостоятельно совершает те или иные открытия. Нужно, чтобы в процессе обучения он получал положительные эмоции от собственных открытий.
Не могу так же утверждать, что меня устраивала советская модель образования, но нынешняя формализация оценки знаний переходит все границы.
Еще учась в институте, я познакомился с несколькими работами известного советского физика Петра Леонидовича Капицы посвященными… образованию. Академик и нобелевский лауреат был большим поклонником английской системы образования. В частности, он описывал, как происходит экзамен при подготовке инженеров. Студент, мог приходить на экзамен со своими конспектами, к его услугам на экзамене были и учебники и справочники. А вот в экзаменационном билете ставилась перед ним вполне конкретная практическая задача. Он и доложен был ее решить, используя свои записи и чужие справочники.
Парадоксально, но у нас до сих пор никто до этого не додумался. Век интернета позволяет найти любую информации в считанные минуты. Человека нужно лишь научить — где искать. Вместо этого мы продолжаем «вбивать» в школьников и студентов массу ненужных знаний, а вот думать, используя различные методы мышления, мы их не учим.
Пока мы не поменяем саму парадигму образования, не будем давать нашим детям системы знаний, способов мышления, основ самообразования, мы будем иметь, то, что имеем.
Короче, смотрите эпиграф.