Медали от Сталина и Рузвельта. В Оренбуржье вспоминают легендарного фронтовика Николая Мартынова
Одному из самых известных фронтовиков Оренбуржья Николаю Мартынову, награжденному высшими военными орденами сразу нескольких стран, сегодня исполнилось бы сто лет. Он умер в январе 2007 года. RIA56 нашел архивное, записанное в 2005 году интервью с 89-летним фронтовиком. Его записал главный редактор RIA56 Игорь Комиссарчик, тогда — ученик школы журналистики «Винтовая лестница».
Будущий Герой Советского Союза родился 12 августа 1918 года в Пензенской области. В 1935 году переехал в Оренбуржье. Жил в поселке Марксовский Александровского района. Окончил начальную школу, работал в совхозе. В армию его призвали летом 1941 года. К тому времени у него уже были жена и ребенок.
Мартынов служил разведчиком разведроты пятой гвардейской отдельной мотострелковой бригады третьей гвардейской армии. Почти все военные годы он провел на Украинском фронте. Кстати, одна из наград нашла Николая Мартынова уже в 2005 году: ему вручили медаль за отвагу, датированную еще 1943 годом. Он знал, что получил эту награду, однако представление на медаль было потеряно. Благодаря совместной работе архива и военкомата документы восстановили. Спустя 62 года награда вернулась к герою.
— Медаль за отвагу я получил на Украинском фронте за форсирование реки Донец. Мы освобождали Донбасс, — говорит Мартынов.
После форсирования Донца бригада оренбуржца совершила еще один подвиг — форсировала Днепр. Это было в 1944 году.
— Я говорю подполковнику: готовы переправляться. Было шесть человек, я еще троих взял. Мы подтащили лодку к терегу, до половины доплыли — лодка тонет. Это было 7 февраля. Мы кто руками, кто чем — выгребаем. Думаем, лодку стукнет, кувыркнемся. Но доплыли до берега, лодку перевернули, одного отправили обратно, чтобы вез еще. Идем вдоль берега и чуть вглубь. Встали, чтобы можно было спрятаться от противника. Нас шестеро, — рассказал ветеран.
По его воспоминаниям, фашисты установили три пулеметные точки, которые должны были подавить любое наступление красной армии. Тем не менее, форсирование реки прошло успешно.
— Над нами были три пулеметные точки, готовились нас встречать. Единственная тропинка шла наискось, другого пути не было. На берег выходить не стали — нас там уже ждали пулеметчики. У них ничего не получилось: прежде чем пойти по дорожке, мы закидали очереди гранатами. Я одну кинул, другую товарищ кинул, еще один бросил. Слышим на берегу стоны, крики. А шел дождь со снегом, мы все мокрые, грязные… — вспоминал Николай Михайлович.
В тот день подразделения Красной армии вели бои в Довгалёвке (восточная часть Никополя). Советские солдаты уничтожили противника, укрепившегося в Большой Лепетихе. Таким образом, к исходу дня войска фронта полностью очистили от противника никопольский плацдарм — это была главная задача, ради которой подразделения Мартынова форсировали Днепр.
Войну Николай Михайлович описывал довольно-таки буднично. Согласно военным хроникам, во время разведки в районе Никополя он лично уничтожил более 10 вражеских солдат и офицеров, но получил тяжелое ранение.
— Меня ранило после Днепра, сильно ранило. Разрывной пулей попало. Увезли в госпиталь, да и не только меня увезли. Так мы попали в Грузию лечиться. Лежали там полвесны, все лето — только осенью вернулись домой. Ран много — тут дырка, там дырка. Не раз заваливало при бомбежке, при стрельбе. Чудом не посекло винтом немецкого самолета, — говорит Мартынов.
За форсирование Днепра Николай Михайлович получил Героя Советского союза. Это был личный приказ Сталина.
— Тогда был указ главнокомандующего Сталина: кто первый форсирует Днепр, получит Героя Советского союза. Многие ребята получили это звание, получили ордена Ленина, и мне также дали Героя Советского союза, — объяснял ветеран.
Происхождение еще одной медали — Золотой звезды Рузвельта — Мартынов объяснить не мог. У него был наградной лист, была сама медаль, но за что именно он ее получил, ветеран не знал. Известно только, что медаль направлена Мартынову за бои на территории Украины.
— Покойный Рузвельт общался со Сталиным. Всего президент США Рузвельт выслал в Россию пять серебрянных медалей. Тогда это была их высшая награда. На нашу армию пришлось две звезды: получил я и еще один солдат. Они под номерами, мой номер четвертый, — рассказывал Николай Мартынов.
Восстановившись от тяжелого ранения,ветеран вернулся к мирной жизни.
— После войны я встел на ноги, стал на тракторе работать. Работали на хлебных полях. Потом был механиком в Чебеньках, потом комбайнером. До пенсии я работал механиком тракторной бригады при Совхозе. Ни одной уборки, ни одной пахоты мы не проходили без награждения, — с гордостью рассказывал Мартынов.
Сам Николай Михайлович с гордостью отмечал, что у него есть и мирные награды — в частности, орден Октябрьской революции. Он встретил старость в большой семье: четверо детей, восемь внуков и шесть правнуков. До последнего года жизни с героем войны встречались военные, школьники, журналисты — рассказывать о тех днях он мог часами. Впрочем, сам ветеран о Великой Отечественной говорил достаточно жестко.
— Для меня эта война никогда не закончится. Я ее постоянно вспоминаю, вижу во сне, — регулярно повторял Николай Михайлович.
Сегодня утром в Оренбурге торжественно возложили цветы к могиле Героя Советского Союза накладбище в Степном. Сегодня же в 15:00 в Центральной областной библиотеке для молодежи пройдет патриотическая акция «Славный сын Отечества. 17 августа в выставочном комплексе «Салют, Победа!» проведут Час мужества, посвященный 100-летию Героя. В эти дни волонтеры займутся благоустройством улицы имени Мартынова. А в поселке Марксовский Александровского района 11 августа пройдут торжества, посвященные юбилею героя – земляка. Участники пройдут с экскурсией по Марксовской школе и школьному музею.
RIA56 благодарит студию «Винтовая лестница», Юлию Щербинину и Владимира Федотова за помощь в поисках архивных материалов. В 2019 году школе журналистики исполняется 25 лет и некоторые архивные материалы имеют историческую ценность для города и время от времени их используют региональные СМИ.