Кто на новенького? О социальных гарантиях начинающим педагогам

Каждый год Оренбургский педагогический университет выпускает в жизнь примерно 900 дипломированных специалистов. Но доходят ли они до школ и детсадов?

На сегодня в области почти 800 вакансий по педагогическим специальностям, особенно остро в учителях и воспитателях нуждаются в сельской местности. Как же привлечь в глубинку молодого специалиста? Что поможет ему закрепиться здесь?

Никто и не ожидал

Даулет Жанабаев, мечтавший стать юристом, сейчас вполне успешный молодой сельский учи­тель. Преподаёт историю и об­ществознание в Рассыпнянской СОШ Илекского района. После окончания педагогического уни­верситета хотел остаться в Орен­бурге, искал вакансии в городских школах. И хотя вакансии истори­ков были, везде требовался стаж не менее трёх лет или категория.

Помыкавшись, парень узнал, что историка без стажа готовы взять в Рассыпном – школа здесь малокомплектная, всего 63 уче­ника, и преподавать историю ну совершенно некому.

– Илекский – мой район, я ро­дом из Кардаилова, – говорит Дау­лет, – так что долго не раздумывал. Тем более что муниципалитет сразу договорился с хозяевами од­ного из пустующих домов о моём заселении. Дом как дом: баня, гараж, удобства на улице. Живу я бесплатно, оплачиваю только газ и свет, и то большая часть этих денег потом возвращается – есть такая льгота у сельских учителей.

Как молодой специалист Дау­лет получил подъёмные – 5 тысяч плюс ежемесячная доплата в тыся­чу рублей. Вместе с вожатскими и классным руководством зарплата выходит под 20 тысяч.

– После того как попробо­вал, что такое жизнь сельского учителя, в город меня теперь не заманишь, – продолжает он. – Общаюсь с бывшими однокурсни­ками, кто устроился в Оренбурге. Им тяжелее: у меня в классе 5 – 6 учеников, у них более 20, часов больше, а зарплата меньше. Знаю некоторых, кто проработал год и уволился.

А Даулет пока своей жизнью в Рассыпном доволен, говорит, даже сам не ожидал от себя, что проснётся педагогическое при­звание: год назад он победил в районном конкурсе «Педагоги­ческий дебют», в этом году подго­товил 9-классника, который сдал историю и обществознание на пятёрки. Впрочем, не исключает: подвернись вакансия в райцентре – не отказался бы.

Что могло бы удержать его в Рассыпном? Даулет пожимает пле­чами, мол, вот если бы в области была для педагогов такая же про­грамма, как «Земский доктор», где дают миллион! Может, тогда бы понравившаяся девушка и согла­силась поехать за ним в глубинку, как жена декабриста?

 Верните отсрочку

Очарование Даулета работой в сельской школе разделяет и Алек­сандр Краус – учитель географии в СОШ № 1 посёлка Пригородного Оренбургского района. Алек­сандру 24. Родом он из Нижней Павловки Оренбургского района, сам учился в сельской школе и работать хотел там же.

– В сельской школе особая, ни с чем не сравнимая атмос­фера, – говорит он, – но жив у я в Оренбурге, на работу езжу на общественном транспорте. По­лучается довольно накладно – 43 рубля туда, 43 – обратно.

Саша обрадовался бы, если бы муниципалитет компенсировал ему расходы на проезд, но жить в Пригородном не хочет, любит го­родскую суматоху. Квартира, где он живёт, родительская, а жильё должно быть своё, рассуждает он. Обошёл несколько банков, везде процент по ипотеке высокий. Даже при том, что Саша вошёл в сотню лучших выпускников, а это даёт право на льготу в 1,5 процента по процентам за ипотеку, всё равно дорого.

Оклад молодого учите­ля в первый год составлял 8900 рублей. За красный диплом доплачивают 20 процентов от оклада. Плюс доплата в 2 тысячи как мо­лодому специалисту.

– Так как в первый год я приступил к работе не с сентября, а уже в октябре (вакансия обра­зовалась среди учебного года, когда прежний географ пошёл на повышение), то нагрузка уже была распределена, и зарплата была примерно 15-16 тысяч. На второй год я уже набрал кружков, классное руководство, теперь в материальном плане полегче. Через год буду защищаться на 1-ю категорию. Тогда будет прибавка на 2700 рублей.

Александр гордится, что в этом году его ученица набрала по ЕГЭ 83 балла. Но поздравить его мож­но не только с этим, а и с оконча­нием магистратуры. Теперь его цель – аспирантура, иначе заберут в армию.

– Раньше была отсрочка для сельских учителей, теперь её нет, а она нужна, может, тогда бы в школу пошло больше парней, – размышляет он. – В нашей школе из 42 педагогов только 8 мужчин.

 Целевик не убежит

23-летний Святослав Белокло­ков специалист тоже молодой, но особенный: университет (бака­лавриат) окончил только в этом году, однако за плечами у него уже 4 года педстажа и 1-я категория. Параллельно с учёбой он рабо­тал педагогом-организатором в Центре детского творчества, курировал детские общественные организации школ Дзержинского района Оренбурга. Родом он из Бузулука, но вполне доволен, что трудоустроился в Оренбурге – за­вучем по воспитательной работе в новой школе № 88, которая скоро откроется в 20-м микрорайоне.

– Если молодой специалист хочет и готов работать, не боится нагрузки и ответственности, то и зарабатывать можно вполне достойно, – рассуждает он.

По его мнению, стоило бы вер­нуть прежнюю практику – давать квартиры бюджетникам после вы­работки определённого стажа, как это сейчас происходит у военных. Это привлекло и закрепило бы в педагогике мужчин.

Святослав учился по целевому набору, это значит, что теперь он должен отработать по специаль­ности не менее 3 лет, иначе целе­вик обязан вернуть государству расходы на своё обучение.

В этом году в Оренбургском педуниверситете 960 бюджетных мест, из них 56 – целевые. В какой именно территории работать по специальности, целевик выби­рает сам. То есть вот он шанс для муниципалитетов – заполучить к себе молодых специалистов, пре­доставив им максимальный пакет социальной поддержки. Однако в большинстве муниципалите­тов меры соцподдержки весьма скромные.

 Неподъёмные подъёмные?

Согласно данным, предостав­ленным ОГПУ, в Акбулакском, Переволоцком и Тоцком районах их и вовсе нет. То ли нет в этих муниципалитетах дефицита пе­дагогических кадров, то ли подъ­ёмные неподъёмны для районных бюджетов.

В Саракташском зарплата молодого специалиста 13369 рублей, столько же он полу­чит единовременно, плюс 1 0 процентов от оклада в течение 3 лет. В Ташлинском районе процент к окладу повыше – 20, но в течение двух лет. Есть и «подъёмные» – 2 тысячи рублей. Повыше «подъёмные» в Бузулу­ке – 15 тысяч единовременно, в Абдулинском округе – 25 тысяч. Лидеры по сумме подъёмных – Октябрьский и Беляевский районы – они платят молодому специалисту 50 тысяч едино­временно.

– Но мы ставим условие – проработать у нас не менее 5 лет, – поясняет Светлана Мусанова, заместитель директора Центра сопровождения деятельности образовательных учреждений Беляевского района. – И поэтому далеко не все претендуют на эти подъёмные. В прошлом году, например, из 4 человек, приехавших в район, отработать 5 лет и получить подъёмные согласилась лишь одна учительница. В основ­ном же молодые учителя нараба­тывают в глубинке необходимый стаж, категорию и рвутся в более крупные населённые пункты вплоть до Москвы.

По словам Светланы Алек­сандровны, как банки снизили процентную ставку по ипотеке и в городах подешевело жильё, на­чался отток учителей из сельских школ, причём уезжают не только молодые.

– В Карагачской СОШ сейчас есть вакансия учителя истории, – продолжает она. – Прежний педагог переезжает в райцентр. Гирьяльской основной школе нужен учитель химии и биоло­гии. Буртинской СОШ – учитель начальных классов. Нагрузкой обеспечим. С жильём проблем не возникнет – пустующих, но пригодных для жилья домов мно­го. Но заявок на сегодня пока ни одной. Ждём до 20 августа.

И всё-таки, по наблюдению специалистов местного отдела образования, молодые учителя едут работать в сельские школы не ради подъёмных. Как прави­ло, в район возвращаются свои же выпускники или из соседних районов.

– Почти 65 процентов студен­тов нашего университета – это жители сельских районов и ма­лых городов, – констатирует Свет­лана Алёшина, ректор ОГПУ. – Я бы не сказала, что большинство стремится остаться в Оренбурге. Многие воз­вращаются на малую родину. Там проще реша­ется вопрос с жи­льём и питанием. И в целом зарплата сельского учителя на 25 процентов выше, чем у городского. Плюс льготы по коммуналке.

И всё-таки с дипломом в кармане молодёжь уже имеет право выбора, куда пойти работать. Почему области не хватает учи­телей информатики и иностранных языков? А потому что студентов ОГПУ этих профилей ещё на этапе прак­тики переманивают банки и организа­ции, далёкие от педагогики, но готовые платить больше. Мы при­выкли, что учи­тель – это под­вижник, бессре­бреник, движи­мый призванием и готовый рабо­тать за идею. Но, кажется, пора отвыкать, новое поколение слишком хорошо знает поговорку, что рыба ищет где глубже, а че­ловек – где луч­ше… платят.

Официально

Сейчас разгар комплектования образовательных организаций педагогическими кадрами. Традиционно больше всего требуется учителей математики, физики, информатики и ИКТ, иностранного языка и физической культуры.

Марина Веденеева, газета «Оренбуржье»