Кто на новенького? О социальных гарантиях начинающим педагогам
Каждый год Оренбургский педагогический университет выпускает в жизнь примерно 900 дипломированных специалистов. Но доходят ли они до школ и детсадов?
На сегодня в области почти 800 вакансий по педагогическим специальностям, особенно остро в учителях и воспитателях нуждаются в сельской местности. Как же привлечь в глубинку молодого специалиста? Что поможет ему закрепиться здесь?
Никто и не ожидал
Даулет Жанабаев, мечтавший стать юристом, сейчас вполне успешный молодой сельский учитель. Преподаёт историю и обществознание в Рассыпнянской СОШ Илекского района. После окончания педагогического университета хотел остаться в Оренбурге, искал вакансии в городских школах. И хотя вакансии историков были, везде требовался стаж не менее трёх лет или категория.
Помыкавшись, парень узнал, что историка без стажа готовы взять в Рассыпном – школа здесь малокомплектная, всего 63 ученика, и преподавать историю ну совершенно некому.
– Илекский – мой район, я родом из Кардаилова, – говорит Даулет, – так что долго не раздумывал. Тем более что муниципалитет сразу договорился с хозяевами одного из пустующих домов о моём заселении. Дом как дом: баня, гараж, удобства на улице. Живу я бесплатно, оплачиваю только газ и свет, и то большая часть этих денег потом возвращается – есть такая льгота у сельских учителей.
Как молодой специалист Даулет получил подъёмные – 5 тысяч плюс ежемесячная доплата в тысячу рублей. Вместе с вожатскими и классным руководством зарплата выходит под 20 тысяч.
– После того как попробовал, что такое жизнь сельского учителя, в город меня теперь не заманишь, – продолжает он. – Общаюсь с бывшими однокурсниками, кто устроился в Оренбурге. Им тяжелее: у меня в классе 5 – 6 учеников, у них более 20, часов больше, а зарплата меньше. Знаю некоторых, кто проработал год и уволился.
А Даулет пока своей жизнью в Рассыпном доволен, говорит, даже сам не ожидал от себя, что проснётся педагогическое призвание: год назад он победил в районном конкурсе «Педагогический дебют», в этом году подготовил 9-классника, который сдал историю и обществознание на пятёрки. Впрочем, не исключает: подвернись вакансия в райцентре – не отказался бы.
Что могло бы удержать его в Рассыпном? Даулет пожимает плечами, мол, вот если бы в области была для педагогов такая же программа, как «Земский доктор», где дают миллион! Может, тогда бы понравившаяся девушка и согласилась поехать за ним в глубинку, как жена декабриста?
Верните отсрочку
Очарование Даулета работой в сельской школе разделяет и Александр Краус – учитель географии в СОШ № 1 посёлка Пригородного Оренбургского района. Александру 24. Родом он из Нижней Павловки Оренбургского района, сам учился в сельской школе и работать хотел там же.
– В сельской школе особая, ни с чем не сравнимая атмосфера, – говорит он, – но жив у я в Оренбурге, на работу езжу на общественном транспорте. Получается довольно накладно – 43 рубля туда, 43 – обратно.
Саша обрадовался бы, если бы муниципалитет компенсировал ему расходы на проезд, но жить в Пригородном не хочет, любит городскую суматоху. Квартира, где он живёт, родительская, а жильё должно быть своё, рассуждает он. Обошёл несколько банков, везде процент по ипотеке высокий. Даже при том, что Саша вошёл в сотню лучших выпускников, а это даёт право на льготу в 1,5 процента по процентам за ипотеку, всё равно дорого.
Оклад молодого учителя в первый год составлял 8900 рублей. За красный диплом доплачивают 20 процентов от оклада. Плюс доплата в 2 тысячи как молодому специалисту.
– Так как в первый год я приступил к работе не с сентября, а уже в октябре (вакансия образовалась среди учебного года, когда прежний географ пошёл на повышение), то нагрузка уже была распределена, и зарплата была примерно 15-16 тысяч. На второй год я уже набрал кружков, классное руководство, теперь в материальном плане полегче. Через год буду защищаться на 1-ю категорию. Тогда будет прибавка на 2700 рублей.
Александр гордится, что в этом году его ученица набрала по ЕГЭ 83 балла. Но поздравить его можно не только с этим, а и с окончанием магистратуры. Теперь его цель – аспирантура, иначе заберут в армию.
– Раньше была отсрочка для сельских учителей, теперь её нет, а она нужна, может, тогда бы в школу пошло больше парней, – размышляет он. – В нашей школе из 42 педагогов только 8 мужчин.
Целевик не убежит
23-летний Святослав Белоклоков специалист тоже молодой, но особенный: университет (бакалавриат) окончил только в этом году, однако за плечами у него уже 4 года педстажа и 1-я категория. Параллельно с учёбой он работал педагогом-организатором в Центре детского творчества, курировал детские общественные организации школ Дзержинского района Оренбурга. Родом он из Бузулука, но вполне доволен, что трудоустроился в Оренбурге – завучем по воспитательной работе в новой школе № 88, которая скоро откроется в 20-м микрорайоне.
– Если молодой специалист хочет и готов работать, не боится нагрузки и ответственности, то и зарабатывать можно вполне достойно, – рассуждает он.
По его мнению, стоило бы вернуть прежнюю практику – давать квартиры бюджетникам после выработки определённого стажа, как это сейчас происходит у военных. Это привлекло и закрепило бы в педагогике мужчин.
Святослав учился по целевому набору, это значит, что теперь он должен отработать по специальности не менее 3 лет, иначе целевик обязан вернуть государству расходы на своё обучение.
В этом году в Оренбургском педуниверситете 960 бюджетных мест, из них 56 – целевые. В какой именно территории работать по специальности, целевик выбирает сам. То есть вот он шанс для муниципалитетов – заполучить к себе молодых специалистов, предоставив им максимальный пакет социальной поддержки. Однако в большинстве муниципалитетов меры соцподдержки весьма скромные.
Неподъёмные подъёмные?
Согласно данным, предоставленным ОГПУ, в Акбулакском, Переволоцком и Тоцком районах их и вовсе нет. То ли нет в этих муниципалитетах дефицита педагогических кадров, то ли подъёмные неподъёмны для районных бюджетов.
В Саракташском зарплата молодого специалиста 13369 рублей, столько же он получит единовременно, плюс 1 0 процентов от оклада в течение 3 лет. В Ташлинском районе процент к окладу повыше – 20, но в течение двух лет. Есть и «подъёмные» – 2 тысячи рублей. Повыше «подъёмные» в Бузулуке – 15 тысяч единовременно, в Абдулинском округе – 25 тысяч. Лидеры по сумме подъёмных – Октябрьский и Беляевский районы – они платят молодому специалисту 50 тысяч единовременно.
– Но мы ставим условие – проработать у нас не менее 5 лет, – поясняет Светлана Мусанова, заместитель директора Центра сопровождения деятельности образовательных учреждений Беляевского района. – И поэтому далеко не все претендуют на эти подъёмные. В прошлом году, например, из 4 человек, приехавших в район, отработать 5 лет и получить подъёмные согласилась лишь одна учительница. В основном же молодые учителя нарабатывают в глубинке необходимый стаж, категорию и рвутся в более крупные населённые пункты вплоть до Москвы.
По словам Светланы Александровны, как банки снизили процентную ставку по ипотеке и в городах подешевело жильё, начался отток учителей из сельских школ, причём уезжают не только молодые.
– В Карагачской СОШ сейчас есть вакансия учителя истории, – продолжает она. – Прежний педагог переезжает в райцентр. Гирьяльской основной школе нужен учитель химии и биологии. Буртинской СОШ – учитель начальных классов. Нагрузкой обеспечим. С жильём проблем не возникнет – пустующих, но пригодных для жилья домов много. Но заявок на сегодня пока ни одной. Ждём до 20 августа.
И всё-таки, по наблюдению специалистов местного отдела образования, молодые учителя едут работать в сельские школы не ради подъёмных. Как правило, в район возвращаются свои же выпускники или из соседних районов.
– Почти 65 процентов студентов нашего университета – это жители сельских районов и малых городов, – констатирует Светлана Алёшина, ректор ОГПУ. – Я бы не сказала, что большинство стремится остаться в Оренбурге. Многие возвращаются на малую родину. Там проще решается вопрос с жильём и питанием. И в целом зарплата сельского учителя на 25 процентов выше, чем у городского. Плюс льготы по коммуналке.
И всё-таки с дипломом в кармане молодёжь уже имеет право выбора, куда пойти работать. Почему области не хватает учителей информатики и иностранных языков? А потому что студентов ОГПУ этих профилей ещё на этапе практики переманивают банки и организации, далёкие от педагогики, но готовые платить больше. Мы привыкли, что учитель – это подвижник, бессребреник, движимый призванием и готовый работать за идею. Но, кажется, пора отвыкать, новое поколение слишком хорошо знает поговорку, что рыба ищет где глубже, а человек – где лучше… платят.
Официально
Сейчас разгар комплектования образовательных организаций педагогическими кадрами. Традиционно больше всего требуется учителей математики, физики, информатики и ИКТ, иностранного языка и физической культуры.
Марина Веденеева, газета «Оренбуржье»