Константин вернул медаль… А мог бы и бритвочкой полоснуть
Что происходит, когда честность и порядочность перестают быть нормой жизни.
Не успела начаться Универсиада в Казани, как оренбургский волонтер Константин Бардовский совершил «подвиг» — вернул итальянскому спортсмену медаль, которую фехтовальщик то ли потерял, то ли от радости забыл в спорткомплексе. Оренбургские информагентства (в том числе RIA56) об этом написали сразу. Но написали тихо, без пафоса, так, что в череде других «новостей Универсиады» поступок Бардовского быстро затерялся и забылся. Но не тут-то было.
Универсиада закончилась, и вот мы встречаем имя Константина Бордовского на страницах одной из оренбургских газет. А потом на страницах другой. А потом еще. В одном из изданий Костю сравнивают даже с Бэтменом и Суперменом, мол, не нужны нам супергерои, когда есть люди с таким добрым сердцем. История с медалью, разумеется, описана везде.
Конечно, заслуги Константина Бардовского не ограничиваются ни этой злополучной медалью, ни волонтерством на Универсиаде. О нем писали и раньше, и это человек, о котором, действительно можно писать. Но почему, во-первых, обыкновенная история с возвращением потерянного предмета дала журналистам основание считать Константина сверхпорядочным и сверхдобрым человеком (прям как у Маяковского: «Сплошное сердце — гудит повсеместно»), а во-вторых, выделила в глазах сразу нескольких (!) редакций как человека, на примере которого можно показать жизнь волонтеров на Универсиаде. Ведь на том же фехтовании работали Андрей Лукин и Гульнара Бадыкшанова, которые были удостоены титула «Золотой волонтер Универсиады Казань-2013». Были на Универсиаде молодые люди не менее выдающиеся, заслужившие, чтобы о них написали (около 200 человек). Но. Они не возвращали итальянским спортсменам медали, и их имена остались незамеченными.
Но оставим Константина, ему и так обеспечили «черный пиар» оренбургские газетчики. Его фраза «я не сделал ничего особенного» в одном из материалов едва ли скроет впечатление от того, что человеку «делают имя» на пустяке.
Вот другой случай. Месяц назад гаишник отказался от взятки в пять тысяч рублей. Пресс-релиз с таким содержанием разослала пресс-служба УМВД по Оренбургской области. Вот уж нашелся небывалый случай. Неужели отказываться от взятки – это не норма для правоохранителей? А ведь действительно: гаишник попался на взятке – уже не новость, отказался – новость.
Забавно, но, по одному из определений, «новость» – это то, что не было известно ранее. Вот и получается: о том, что полицейские отказываются от взятки, ранее известно не было. Так сказать, случаев не зафиксировано. Шутка, разумеется. Прошу не обижаться.
Не шутка то, что даже не правильные, а априори естественные поступки периодически вменяются человеку в качестве подвига. Ну что еще мог сделать Костя Бардовский с медалью? Забрать себе? Оставить лежать? Разумеется, нет. Отдать потерянное – это не поступок, это действие. Так же как не брать взятку. И если мы начинаем видеть подвиги в обыкновенных действиях, то значит, как говорили в одном из американских фильмов, ось гармонии мира сместилась.
Ну и под конец хороший антисоветский анекдот:
Крупская выступает перед пионерами:
— Дорогие дети! Всем известна доброта Ленина. Я вам расскажу такой случай. Однажды Ленин брился у шалаша в разливе, а мимо шел маленький мальчик. Ленин бритвочку точит, а сам на мальчика поглядывает. Вот Ленин побрился, кисточку вымыл, опять бритвочку точит, на мальчика поглядывает. Потом бритвочку вытер и положил в футлярчик. А ведь мог бы и по горлышку полоснуть!