Капканы, в которые попала отечественная экономика

Уровень экономической свободы со времен Адама Смита считается одним из показателей благополучия страны и ее населения, ограничителем или ускорителем экономического развития государства. Именно на этом положении основывает Индекс экономической свободы американский исследовательский Центр «Фонд наследия» (The Heritage Foundation)  в совместном с газетой The Wall Street Journal  экспертно-аналитическом исследовании, проводимом с 1995 года.

Экономическую свободу Фонд наследия ставит в зависимость от воздействия, вмешательства правительства, государственной власти в производство, распределение и потребление товаров и услуг, исключая необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой.

Индекс экономической свободы рассчитывается  через оценки по  десяти показателям (они названы в первом столбце таблицы), характеризующими условия экономической деятельности в государстве по принципу: чем выше баллы, тем выше оценка положения в стране по тому или иному показателю.

В публикуемых рейтингах страны делятся на пять групп:

1. Страны со свободной экономикой (набравшие более 80 баллов из 100 возможных).

2. Страны с преимущественно свободной экономикой (набравшие от 70 до 80 баллов).

3. Страны с умеренно свободной экономикой (набравшие от 60 до 70 баллов).

4. Страны с преимущественно несвободной экономикой (набравшие от 50 до 60 баллов).

5. Страны с несвободной экономикой (набравшие менее 50 баллов).

Россия в отчетах последних лет обосновалась в четвертой группе стран. По каким же позициям он уступает лидерам по Индексу экономической свободы? Чтоб получить ответ мы построили  простенькую таблицу, которую вы видите.

Контрольные показатели

Россия(51.9/140)

Эстония (75.9/11)

США

 (75.5/12)

Швейцария (81.6/4)

Права собственности

25

90

80

90

Свобода от коррупции

22.1

64.2

72.0

88.1

Фискальная свобода

85.6

80.4

65.8

68.9

Участие правительства

61.5

56.0

48.1

65.7

Свобода предпринимательства

70

77.6

89.2

75.4

Свобода труда

55.8

55.9

97.2

87.4

Монетарная свобода

69.4

76.9

75.4

85.2

Свобода торговли

74.6

87.8

86.8

90

Свобода инвестиций

25

90

70

85

Финансовая свобода

30

80

70

80

 

В первой строке — страны, а в скобках под ними баллы по десяти позициям и место в рейтинге, в столбцах же – оценки по показателям, характеризующим состояние экономической свободы.

По пяти из них Россия хотя и уступает лидерам, но определенная разница понятна и объяснима. По оценке же фискальной политики Российская Федерация выглядит даже лучше, чем Эстония и США, отнесенные к странам с преимущественно свободной экономикой, а также опережает Швейцарию, которая идет в группе стран со свободной экономикой.

По таблице, составленной нами по опубликованному в начале 2014 года Фондом наследия рейтингу, также более чем  отчетливо видно, что наша страна получает кратно ниже оценки по четырем показателям (из десяти) экономической свободы:

-по праву собственности (по защищенности ее);

-по свободе от коррупции;

-по свободе инвестиций;

-по финансовой свободе.

Вот те четыре стены, которые ограничивают экономическое развитие страны. Они имеют отечественное происхождение, являются теми внутренними причинами, тормозящими экономический рост.

Пожалуй, такого рода информация от внешних источников полностью совпадает с тем, о чем пишут по экономической проблематике отечественные исследователи, газеты и журналы. Или говорит Президент в своих ежегодных Посланиях Федеральному Собранию России.

Не думаю, что необходимы специальные исследования для выявления причин столь низких оценок именно по этим позициям. Корень их — в законодательстве, в состоянии контроля над выполнением действующих в стране законов, в правоприменительной практике, а также в некоторых российских традициях, с которыми следует распрощаться в экономической, социальной, духовной практике

Ну и в завершение справка от составителей отчета по исследованию экономической свободы:

Данные исследования показывают, что «свободные» страны в среднем имеют вдвое больший доход на душу населения, чем «преимущественно свободные», а доход на душу населения «преимущественно свободных» стран более чем втрое превышает душевой доход «преимущественно несвободных» и «несвободных» стран. Такое соотношение объясняется тем, что сокращение экономических функций государства и передача ответственности за принятие экономических решений предпринимателям, как правило, приводит к значительному росту общественного благосостояния. Страны, проводящие политику экономической свободы, создают благоприятные условия для торговли и предпринимательства, которые, в свою очередь, генерируют экономический рост.