Игорь Быховец: Чаще всего нарушения в закупках допускают школы и детсады Оренбуржья
По итогам 2018 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области насчитали 790 жалоб на действия заказчиков при проведении торгов и аукционов. Это в полтора раза меньше, чем годом ранее. Многочисленные нарушения по-прежнему допускают заказчики при проведении аукционов на выполнение ремонтных работ в учебных заведениях.
В большинстве случаев, поводом для обращения заявителей в антимонопольный орган являлось обжалование положений документации об электронном аукционе. Основные нарушения, выявленные при рассмотрении жалоб, заключаются в том, что заказчики нарушают требования к описанию объекта закупки.
– Практически в 30-ти процентах жалобы были признаны обоснованными, – рассказал заместитель руководителя Оренбургского УФАС Игорь Быховец. – Так, только в 241 случае выявлены нарушения, а в 308 – жалобы признаны необоснованными. В случае подтверждения фактов нарушения заказчикам выдавались соответствующие предписания. В 2018 году государственным и муниципальным заказчикам выдано 164 предписания об устранении допущенных нарушений.
В других 241 случаях жалобы были либо отозваны, либо возвращены заявителям. Основной причиной возврата жалоб по-прежнему является невыполнение обязательных требований к содержанию жалобы, в частности: пропуск сроков для обжалования, а также отсутствие электронной цифровой подписи на жалобах, поданных посредством электронной почты.
В 2018 году выявлялись многочисленные нарушения, допускаемые заказчиками при проведении аукционов на выполнение ремонтных работ в учебных заведениях, а именно необоснованно устанавливались излишне детализированные требования к материалам и к инструкции по заполнению заявки. В итоге сформировать надлежащую заявку на участие в аукционе удавалось немногим, остальные же участники до участия просто не допускались. Подготовка ненадлежащей документации заказчиками, а иногда просто халатное отношение к ее разработке, может приводить к срыву учебного процесса, поскольку устранение допущенных нарушений требует дополнительного времени и, как следствие, оттягивает срок проведения ремонта, который необходимо завершить в летний период.
Несмотря на снижение количества жалоб, в 2018 году увеличилось количество административных дел в отношении должностных лиц, допустивших нарушение законодательства о закупках с 264 в 2017 году до 350 в 2018 году. В 305 случаях вынесены постановления о наложении штрафа на общую сумму 3 млн 428 тысяч 700 рублей. 97% штрафов уже уплачены, денежные средства поступили в бюджет.
В большинстве случаев должностные лица привлечены к административной ответственности за нарушение способа осуществления закупки, утверждение документации об электронном аукционе с нарушением установленных правил описания объекта закупки, а также за нарушение заказчиком срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг).
Например, за нарушение способов осуществления закупки в 2018 году ряд директоров образовательных учреждений привлечены к административной ответственности. Минуя конкурентные способы осуществления закупок, закупки на выполнение капитального ремонта незаконно осуществлялись у единственного поставщика.