Игорь Быховец: 65 процентов цены на бензин составляют налоги
Стоимость бензина и дизельного топлива продолжает оставаться актуальной темой для большинства жителей Оренбургской области. Заместитель руководителя регионального Управления Федеральной антимонопольной службы России Игорь Быховец рассказал, что влияет на цену моторного топлива и ждет ли оренбуржцев повышение.
– На формирование цен на моторное топливо влияют следующие факторы: сезонный спрос на нефтепродукты; динамика налоговой нагрузки и мировых цен; рост отраслевых издержек; профилактика и плановые ремонты российских нефтеперерабатывающих заводов; динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями; условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов (создания резервов).
Основная структурная составляющая цены на бензин, около 65 процентов в каждом литре – налоги. Их увеличение также отражается в цене, – объяснил Игорь Быховец.
– К «влиятельным» относят акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость. С каждым годом размер акциза увеличивается, так же, как и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Так, с 1 января 2019 года НДС возрастет с 18% до 20%, будет введен налог на дополнительный доход с добычи углеводородного сырья. Повысятся акцизы на 50% по отношению к уровню, установленному на 1 июля 2018 года.
Таким образом, цена на бензин, дизельное, газомоторное топливо зависит не только от внутреннего рынка и государственной политики, но и от внешнего рынка и экономической ситуации в мире в целом.
Налоговый маневр предполагает, что в течение шести лет – с 2019 по 2024 год – экспортная пошлина на нефть снизится с 30% до нуля, а НДПИ вырастет на аналогичную величину. Тем самым фискальная нагрузка перейдет с экспорта на внутренний рынок, лишит безадресной «таможенной субсидии» нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и вернет часть дохода от беспошлинных поставок внутри Евразийского экономического союза в бюджет РФ.
Ввиду того, что маневр приведет к большей восприимчивости внутреннего рынка к внешним ценам на сырье, предусмотрен механизм обратного акциза на нефть для заводов, которые поставляют нефтепродукты потребителям внутри страны. Объем вычета будет меняться в зависимости от цены нефти и компенсировать НПЗ часть разницы между внутренней и экспортной ценой. Кроме того, к акцизу применят логистический коэффициент: чем дальше находится завод от рынка сбыта, тем выше будет льгота.
НПЗ, работающие на внутренний рынок, занимающиеся модернизацией мощностей или попавшие под западные санкции, по сути, получат субсидию примерно в том же объеме, что и ранее. Для тех, кто работает на экспорт и модернизироваться не будет, все льготы сойдут на нет – это в основном небольшие независимые НПЗ.
Иными словами, в рамках налогового маневра будет произведено постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть к 2024 году и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых. Из-за этого могут вырасти внутренние цены на нефтепродукты, и чтобы этого избежать будет введен отрицательный акциз на нефть, который будет выплачиваться тем компаниями, которые перерабатывают нефть на российских нефтеперерабатывающих заводах и выполняют ряд условий.
Новый механизм должен помочь сдержать цены на топливо на фоне роста ставок акцизов в 1,5 раза с 1 января 2019 года. На случай, если цены на нефть за месяц подскочат и отрицательный акциз вместе с демпфирующим компонентом не сдержит рост цен в рознице, Правительство сохранит право экстренно повышать экспортную пошлину на светлые нефтепродукты. Она составит до 60% от ставки пошлины на нефть.
Действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. В России, как в большинстве стран мира, цены на эти товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции, – уточнил эксперт.
– В августе 2018 года депутаты внесли в Государственную Думу законопроект о государственном регулировании цен на бензин и дизтопливо, предлагая установить предельные цены на указанные виды топлива, а также ввести госрегулирование торговых наценок уже с 1 января 2019 года. Однако в эффективности мер по госрегулированию цен на бензин усомнились эксперты.
По мнению ФАС, ведение государственного регулирования цен на бензин противоречит договору Евразийского экономического союза, которым закреплена договоренность государств-членов о проведении скоординированной энергополитики, основанной на рыночном ценообразовании. По мнению эксперта Союза нефтегазопромышленников, при возможном госрегулировании цен следует ожидать ухудшение качества бензина и дефицит топлива в целом. Он также не исключает, что в конечном итоге госрегулирование цен на бензин может обернуться введением карточной или талонной системы, как это было в конце 80-х годов.
Минэнерго России и Федеральная антимонопольная служба подписали соглашения с нефтяными компаниями и независимыми участниками рынка. Стороны договорились о том, что все вертикально-интегрированные нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы приняли на себя обязательства по поставкам на оптовый рынок моторного топлива в объемах и процентах, которые зафиксированы в соответствующем месяце 2017 года с учетом дополнительных 3% к поставкам. При этом оптовые цены до конца года будут зафиксированы на уровне по состоянию на июнь 2018 года.
Иными словами, определен уровень поставок нефтепродуктов в крупный и мелкий опт в фиксированных объемах и ценах. До конца этого года цены на бензин и дизель на заправках крупных компаний будут заморожены, а в январе следующего года с учетом роста базовой ставки НДС с 18 до 20 процентов топливо может подорожать максимум на 1,7%. Больше поднять цены нефтяникам не позволит заключенное соглашение.
В протоколе совещания вице-премьера Дмитрия Козака с Минэнерго, ФАС, нефтяными компаниями также уточняется, что с 1 февраля по 31 марта следующего года рост розничных цен тоже будет ограничен, но уже на уровень среднегодовой инфляции. Речь идет о росте на 4-4,6% процента по итогам года, то есть за вычетом января ценам увеличиваться равномерно не более чем на четверть процента каждый месяц.
На основании данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, ручное регулирование цен на нефтепродукты уже дало первые результаты – цены в оптовом сегменте частично снижены. Некоторые компании также сообщили о снижении цен и в мелкооптовом сегменте.
Минэнерго и ФАС России следить за выполнением условий соглашения будут ежедневно. Если вдруг кто-то из нефтяников их нарушит (поднимет мелкооптовые цены, снизит отгрузку на внутренний рынок и прочее), в течение трех дней подготовят меры реагирования. Предполагается, что это будет введение заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов. ФАС и Федеральной налоговой службе велено учитывать особенности текущего порядка ценообразования и ситуацию на рынке в целом, то есть если нарушать условия никто не будет, то компаниям сохранят право избежать доначисления налога на прибыль и быть привлеченными к ответственности в рамках антимонопольного контроля, – уточнил Игорь Быховец.