Элитная безработица

     Фундаментальность российского образования, которой оно славилось в мире, конечно, подкосил так называемый «компетентностный подход». Это такой подход, при котором студент уподобляется компьютеру с операционной системой, в которую необходимо инсталлировать набор прикладных программ – в соответствие с направлением  и профилем профессиональной  подготовки. Отсюда и радикальное сокращение времени в учебных планах на изучение фундаментальных научных дисциплин, и массовый переход на четырехлетний срок обучения в вузах, названный «бакалавариатом», и множество обоснованных претензий к качеству профессиональной подготовки выпускников вузов и академий.

     Прибавим к этому нынешний массовый характер высшего образования и получим взрывоопасный для будущего страны «коктейль» проблем. Нынешний острейший дефицит кандидатов на рабочие вакансии по сравнению с некоторыми из них может оказаться мелочью.

     Сложность ведь еще и в том, что выпускник с очень приличной университетской подготовкой остается зачастую без работы по профилю. Да  хотя бы потому, что вакансия занята. Например, выпускником-заочником, профессионализм которого зачастую «заочный».

     И если уж совсем начистоту: в нынешней экономике нет такой массы  вакансий, занятие которых требует УНИВЕРСИТЕТСКОГО образования. Банки, подозреваю я, охотнее возьмут на работу выпускника финансового техникума, чем магистра или бакалавра с «красным» дипломом соответствующего факультета университета. Банкам в массовом порядке требуются операторы, а не аналитики.

     Вот еще один источник «элитной безработицы».

     А «элитная безработица», извините, производит людей-неудачников и в этом ее недооцененная еще угроза для общества.

     И отток выпускников оренбургских вузов в столицы и иные мегаполисы без устранения перекосов в пропорции подготовки специалистов (извините, по старинке) в училищах, техникумах и вузах будет продолжаться, оголяя региональную экономику кадрами.

     Только не стоит толковать сказанное прямолинейно, мол, не надо области столько юристов, экономистов-финансистов, журналистов, филологов, историков и так далее по социально-гуманитарному ряду. С экономистами-финансистами-менеджерами, специалистами по муниципально-государственному управлению (ГМУ) точно не знаю, но вот с остальными из гуманитарного набора с выводом не спешил бы…

     Если уж совсем конкретно, то вот о чем: о необходимости системного формирования – в соответствии с текущими и перспективными потребностями области – регионального комплекса начального и среднего профессионального образования.

     В завершение цифровой материал, который, возможно, подтолкнет наших читателей к собственным размышлениям об «элитной безработице», «выталкивающей» из региона перспективную молодежь, это с одной стороны, а с другой — оставляющей экономику региона без кадров рабочих специальностей.

Численность контингента в системе образования Оренбургской области

(на начало учебного года; человек)

 

2005/06

2008/09

2009/10

2010/11

2011/12

Численность учащихся — всего

418391

372193

362524

354732

344210

в том числе в:

 

 

 

 

 

общеобразовательных учреждениях

259464

224076

217678

212430

209956

учреждениях начального профессионального образования

26875

19626

19218

18454

16685

учреждениях среднего профессионального образования

48602

41944

39767

41814

40050

учреждениях высшего профессионального образования

82481

85695

84975

81136

76660

     И совсем в конце — данные холдинга «Империя Кадров», который в опросе респондентов задавал вопрос: Какие новые профессии станут популярными в ближайшие пять лет? Картина получилась следующая:

1.Антикоррупционер, GR-менеджер (специалист по связям с правительством).

2.SMM-менеджер.

3.IT-инженер.

4.Специалист-аналитик по предотвращению рисков и хеджированию (ограничению) потерь.

5.Тalent-менеджер, специалист по реинжинирингу систем управления персоналом.

6.Специалист по экологической безопасности, нанотехнолог.

7.Специалист в области инжиниринга бизнес-процессов, сервис-дизайнер (специалист по усовершенствованию отношений с клиентами и потребителями).