Элитная безработица
Фундаментальность российского образования, которой оно славилось в мире, конечно, подкосил так называемый «компетентностный подход». Это такой подход, при котором студент уподобляется компьютеру с операционной системой, в которую необходимо инсталлировать набор прикладных программ – в соответствие с направлением и профилем профессиональной подготовки. Отсюда и радикальное сокращение времени в учебных планах на изучение фундаментальных научных дисциплин, и массовый переход на четырехлетний срок обучения в вузах, названный «бакалавариатом», и множество обоснованных претензий к качеству профессиональной подготовки выпускников вузов и академий.
Прибавим к этому нынешний массовый характер высшего образования и получим взрывоопасный для будущего страны «коктейль» проблем. Нынешний острейший дефицит кандидатов на рабочие вакансии по сравнению с некоторыми из них может оказаться мелочью.
Сложность ведь еще и в том, что выпускник с очень приличной университетской подготовкой остается зачастую без работы по профилю. Да хотя бы потому, что вакансия занята. Например, выпускником-заочником, профессионализм которого зачастую «заочный».
И если уж совсем начистоту: в нынешней экономике нет такой массы вакансий, занятие которых требует УНИВЕРСИТЕТСКОГО образования. Банки, подозреваю я, охотнее возьмут на работу выпускника финансового техникума, чем магистра или бакалавра с «красным» дипломом соответствующего факультета университета. Банкам в массовом порядке требуются операторы, а не аналитики.
Вот еще один источник «элитной безработицы».
А «элитная безработица», извините, производит людей-неудачников и в этом ее недооцененная еще угроза для общества.
И отток выпускников оренбургских вузов в столицы и иные мегаполисы без устранения перекосов в пропорции подготовки специалистов (извините, по старинке) в училищах, техникумах и вузах будет продолжаться, оголяя региональную экономику кадрами.
Только не стоит толковать сказанное прямолинейно, мол, не надо области столько юристов, экономистов-финансистов, журналистов, филологов, историков и так далее по социально-гуманитарному ряду. С экономистами-финансистами-менеджерами, специалистами по муниципально-государственному управлению (ГМУ) точно не знаю, но вот с остальными из гуманитарного набора с выводом не спешил бы…
Если уж совсем конкретно, то вот о чем: о необходимости системного формирования – в соответствии с текущими и перспективными потребностями области – регионального комплекса начального и среднего профессионального образования.
В завершение цифровой материал, который, возможно, подтолкнет наших читателей к собственным размышлениям об «элитной безработице», «выталкивающей» из региона перспективную молодежь, это с одной стороны, а с другой — оставляющей экономику региона без кадров рабочих специальностей.
Численность контингента в системе образования Оренбургской области
(на начало учебного года; человек)
|
2005/06 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
2011/12 |
Численность учащихся — всего |
418391 |
372193 |
362524 |
354732 |
344210 |
в том числе в: |
|
|
|
|
|
общеобразовательных учреждениях |
259464 |
224076 |
217678 |
212430 |
209956 |
учреждениях начального профессионального образования |
26875 |
19626 |
19218 |
18454 |
16685 |
учреждениях среднего профессионального образования |
48602 |
41944 |
39767 |
41814 |
40050 |
учреждениях высшего профессионального образования |
82481 |
85695 |
84975 |
81136 |
76660 |
И совсем в конце — данные холдинга «Империя Кадров», который в опросе респондентов задавал вопрос: Какие новые профессии станут популярными в ближайшие пять лет? Картина получилась следующая:
1.Антикоррупционер, GR-менеджер (специалист по связям с правительством).
2.SMM-менеджер.
3.IT-инженер.
4.Специалист-аналитик по предотвращению рисков и хеджированию (ограничению) потерь.
5.Тalent-менеджер, специалист по реинжинирингу систем управления персоналом.
6.Специалист по экологической безопасности, нанотехнолог.
7.Специалист в области инжиниринга бизнес-процессов, сервис-дизайнер (специалист по усовершенствованию отношений с клиентами и потребителями).