Дмитрий Семашков: Главное – чтобы не было войны…

Великая Отечественная война искалечила миллионы детских судеб, отняла светлое и радостное детство. При этом с самых первых ее дней дети изо всех сил приближали Победу, помогая взрослым: трудились в сельском хозяйстве, на заводах, фабриках и производствах, заняв место ушедших на фронт отцов и братьев. Среди тех, кому довелось тогда полной чашей хлебнуть горя, может быть, слишком большой для маленького человека, был и оренбуржец Дмитрий Семашков, отметивший в апреле этого года свое 90-летие.

Когда началась Великая Отечественная война, герою публикации исполнилось 13 лет. Он был старшим в семье Андрея Ивановича и Елизаветы Ульяновны Семашковых, воспитывавших четверых ребятишек. Жили Семашковы в п. Зерикла Абдулинского района. Много трудились, держали большое хозяйство. Андрей Иванович руководил колхозом, однако в 1937 году его арестовали за анекдот и сослали в Соль-Илецкую тюрьму, откуда он вышел уже перед самым началом войны и, что интересно, вновь возглавил хозяйство.

– В военные годы нам жилось трудно, но терпимо. Нас спасали леса с их богатыми запасами ягод и грибов, а также хозяйство, которое во время войны было обложено налогом. В год государству мы должны были передать 100 яиц, 40 килограммов масла и 100 литров молока. Кроме этого, каждая семья сажала огороды по полгектара – работы хватало всем, – вспоминает Дмитрий Семашков.

В 1942 году, несмотря на бронь, отец Дмитрия Андреевича добровольцем ушел на фронт и пропал без вести. В это же время мальчику тоже пришлось уехать из п. Зерикла – на фронт трудовой. Вместе с такими же, как он, четырнадцатилетними подростками его отправили на стройку в Новотроицк.

– На стройке было тяжело. Мы, пацаны, таскали бревна, работали на строительстве бараков. После окончания фабрично-заводского обучения я получил профессию плотника и стал мастером, тогда стало немного легче, – рассказывает Дмитрий Андреевич.

Жили мальчишки в бараках по 40 человек, не голодали: чаще всего их кормили овсянкой и хлеба выдавали по 500 граммов в день.

– Здесь же, в Новотроицке, работали и пленные немцы. Люди относились к ним по-разному, многие – с сочувствием. Жили они в недостроенных корпусах металлургического завода, спали на деревянных нарах, ходили в военной форме. Тем, кто работал, давали по 600 граммов хлеба в день, – рассказывает герой статьи.

В 1944 году Дмитрий Семашков вернулся в родную деревню, стал работать трактористом. Трудился на этом месте в колхозе на протяжении пяти лет – до службы в армии, куда его призвали 23 февраля 1949 года. В этом же году Дмитрию Андреевичу открыли трудовую книжку, согласно которой его официальный стаж составляет почти 50 лет. А если сюда прибавить и труд в военные годы, то получается все 60! За эти годы он  неоднократно получал различные награды за добросовестный труд. Одна из самых значимых для него – медаль «Ветеран труда».

Трудился Дмитрий Андреевич водителем. За рулем он провел больше 70 лет, только в прошлом году из-за операции на глазах поменяв автомобиль на велосипед, а все потому, что убежден: движение – это жизнь! Таких убеждений он придерживался и в молодости. Наверное, поэтому, несмотря на тяжелое детство, в свои 90 лет сумел сохранить оптимизм, веру в добро, умение радоваться каждому новому дню и двигаться навстречу ему. К слову, когда мы пришли домой к Дмитрию Андреевичу, застали его в огороде – мало ли там дел с приходом весны!

Трудиться на земле Дмитрий Семашков любит неслучайно, ведь и его большая трудовая биография началась с работы в колхозе на малой родине. В 1957 году Дмитрий Андреевич, уже создав семью, вместе со своей женой Анной Федоровной и тремя дочерьми: Раисой, Татьяной и Валентиной – переехал сначала  в Первомайский район на освоение целины, потом – в Домбаровский, а в 1997 году обосновался в п. Новоорске. Поколесить по области им пришлось немало.

– Где вам лучше всего жилось? – спросили мы у нашего собеседника.

– Где есть работа, там и хорошо, – ответил он. – Раньше вообще ее было много: и в колхозе, и в городе – не то что сегодня. Но все обязательно наладится – по-другому просто не может быть! Самое главное – чтобы не было войны…

Анна Артемьева, «Новоорская газета»