Девять часов в эфире: как это было
И наступил понедельник. С утра весь коллектив телеканала «ОРТ- Планета» уже в строю. И это несмотря на то, что все выходные мы плотно работали и вели 9-ти часовой телевизионный марафон в прямом эфире. Благодаря нам эстафету Олимпийского огня увидели 2 миллиона человек. Это придавало нам силы. Телезрители увидели результат нашей работы, но и не задумывались о том, каких трудов стоил прямой эфир, который на экране выглядел легко и непринужденно. Поэтому хочется рассказать о том, что творилось по нашу сторону экрана.
Во-первых, большое спасибо тем, кто «топтал землю» (так мы называем людей, которые работали на улице и выходили в прямой эфир) и нашим техническим специалистам. На них была возложена, в принципе, невыполнимая задача: одновременно быть везде и с любого места выдавать отличную картинку и звук. И технари творили чудеса. На морозе, когда кабель превращался в несгибаемую стальную проволоку, они его коммутировали, залезая на столбы и спускаясь под землю. Все это сопровождал извечный российский форс-мажор — за несколько минут до включения исчез сигнал. И наши техники опять творили чудеса, поэтому все эти, почти девять часов прямого эфира, с экранов телевизоров ни разу не пропала картинка.
Показали свой класс и съемочные бригады. В «поле» в этот день работали три группы. Виталий Дерябин, Семен Воробьев и Роман Боричев (но о нем отдельно) начали наш марафон с Привокзальной площади. В 11:45 они вышли в эфир и, забегая вперед, скажем, что они же и заканчивали его в половине девятого вечера. А с девяти утра им уже пришлось находиться на точке, на морозе, на ветру, пока проверяли подключение и работу камер. Уйти с точки погреться мог только корреспондент, но буквально на 2-3 минуты, не больше. Оператору вообще нельзя было уходить от камеры, к тому же ему надо было следить за проводами, которые ненароком могли выдернуть зрители, пришедшие встречать Олимпийский огонь.
Журналисту Карине Тимковой и оператору Виктору Яковлеву досталось не менее бойкое место. Они выходили в эфир с пересечения улиц Кирова и Советская. Но еще до включения они оказались в настоящем столпотворении. И команда работала профессионально: Карина и Виктор мгновенно реагировали на меняющуюся ситуацию — при команде «вы в эфире» они были готовы к любому повороту события. Виктор Яковлев при этом был по уши обмотан проводами и не только следил за тем, что происходило в кадре, но и за тем, чтобы эти самые провода, передающие сигнал, не вырвали.
Досталось и Александру Трубецкому с Дмитрием Примачеком. Им пришлось простоять на морозе более двух часов возле Дома Советов. Площадь настолько продувалась ледяным ветром, что когда Саша выходил в эфир (а по правилам телевизионного этикета корреспондент должен быть без головного убора) было видно, что ему не жарко. Но все его включения были четкими и по делу.
И, наконец, о Романе Боричеве, которому большое и отдельное спасибо. Двенадцать часов на ногах, в прямом эфире. Этому человеку была отведена особая роль. Вооружившись камерой и специальным рюкзаком (мы его зовем «секретный чемоданчик») он сразу передавал в эфир старт первого факелоносца Александра Доброскока. И эти кадры дорогого стоили, не знаю как у вас, но у тех, кто был в студии, пошли мурашки по телу. Неподдельные эмоции факелоносцев, их светящиеся глаза, радость зрителей, которые вышли на улицу, чтобы увидеть Эстафету Олимпийского огня, а их по предварительным данным было около ста пятидесяти тысяч человек– все это передавал в эфир именно Рома. После обеда к нему присоединился Александр Трубецкой, закончивший работу на площади Ленина. Этот тандем так же показал себя с лучшей стороны. И, хотя от мороза у камеры садились батарейки, зритель об этих проблемах даже и не узнал. Можно сказать на последнем дыхании (шел девятый час трансляции) Роман снимает, как Павел Полтавцев заносит олимпийский огонь в СКК «Оренбуржье», где должна завершиться эстафета. Здесь телевизионную эстафету приняла на себя команда, работавшая в зале и обеспечившая трансляцию всего концерта.
Стоит помнить, что все это время с 11.45 и практически до девяти вечера в студии кипела работа. Единственный перерыв, который был у бригады, 53 минуты в обед. Именно столько шел единственный документальный фильм о фигуристах, показанный за все время прямого эфира. Этого хватило, что бы перевести дух, попить чаю, съесть бутерброд и установить камеры на нового гостя, поменять батарейки и подготовить сюжеты к эфиру. Мне за этот короткий перерыв нужно было заново перегримироваться, сделать вдох и снова в студию. Всего в прямом эфире я была 420 минут. Семь часов, не поверите, время летело незаметно. Когда все закончилось, первый вопрос, который мне задали: «Ты еще можешь говорить?». Говорить я могла еще столько же.
Возможно, это покажется пафосным, но силы мне давали факелоносцы, наши ребята, которые все это время были на морозе на улице, кто выдавал эфир в студии, кто встречал и провожал гостей, а здесь (и это тема для отдельного разговора) тоже были проблемы. И, вовсе не с тем, что к нам не хотели идти, а, как раз наоборот, их было так много, и чтобы не обидеть VIP-ов, ребятам приходилось применять чудеса дипломатии. Гости успели между собой пообщаться и график эфира не поломать. А я, зная об этом, никак не могла оторваться от трансляции, от эмоций людей, от всего действа, которое происходило на экране и в студии, от интересных собеседников и от всего того, что потом войдет в историю, как эстафета Олимпийского огня в Оренбурге.
Кстати, спасибо хочу сказать нашим гостям. Евгений Арапов в прямом смысле слова бежал на эфир, сломя голову. Он зашел в студию на последних секундах сюжета. Сергей Балыкин, несмотря на статус первого вице-губернатора, после эфира пробыл в нашей редакции еще два часа. Он помогал нам. Поддерживал. Общался с гостями, которые один за другим прибывали на студию. Большое спасибо нашим иногородним гостям. Ими были глава Новотроицка – Галина Чижова, первый заместитель главы Орска Василий Козупица, факелоносец и титулованный легкоатлет Александр Фальков, отдельные слова благодарности Виктору Доценко и Евгению Сусоеву за конструктивный разговор. Большое спасибо легендам спорта Игорю Ивлеву (один из лучших хоккеистов), Евгению Регентову (мастер спорта по настольному теннису) и Александру Доброскоку (двукратный чемпион мира по прыжкам в воду). Их вклад в наш эфир неоценим.
Отдельная тема — глава Оренбурга Юрий Мищеряков. Разговор с ним я запомнила больше всего. Большое спасибо Андрею Зеленко (Герой России, военный комиссар Оренбургской области). Он после того, как пробежал заветные 200 метров, приехал к нам в студию. Он очень хотел попасть на концерт в СКК «Оренбуржье», но сидел в прямом эфире до последнего. Нас сильно выручил Артур Оганян (член Общественного совета при УМВД РФ по Оренбургской области), который с 10 утра был на Эстафете. Он вместе с нашими корреспондентами стоял на морозе и ждал прямого включения, а после помогал нам в студии. И вечером был с нами в прямом эфире.
Но, самое главное, это слова Александра Доброскока. Цитирую:
«Очень важно, чтобы Олимпийский огонь согрел сердца наших людей!»
Уверена, что наш 9-ти часовой телевизионный марафон согрел сердца оренбуржецев. Он зарядил энергией и позитивом. Даже в самом отдаленном уголке области увидели Олимпийский огонь. Именно для этого мы и работали.