Денис Паслер: Мне нравится решать масштабные и сложные задачи
В конце марта этого года президент России назначил Дениса Паслера врио губернатора Оренбургской области. О своем трудовом опыте, о том с какими главными проблемами он столкнулся в Оренбуржье и как намерен их решать, Денис Паслер рассказал в интервью РИА Новости.
— Денис Владимирович, уже два месяца, как вы работаете в Оренбуржье, но люди все еще очень мало о вас знают. Расскажите, пожалуйста, о себе.
— Я уралец, родился и вырос в Североуральске. Это небольшой город в Свердловской области. Там и жил до 18 лет, а потом поехал поступать в Екатеринбург в горный университет. Семья у нас самая обычная. Отец работал водителем-грузчиком, совмещал две работы, мама – в городском спорткомитете. Сам работать я начал рано: в 14 лет уже разгружал с друзьями вагоны.
— А почему вы пошли учиться именно в горный университет?
— В Североуральске все, так или иначе, связывали свою судьбу с работой на Североуральском бокситовом руднике, где получали для того времени хорошую зарплату. У людей было всё: жилье, доходы приличные, уверенность в будущем. И я тоже хотел нормальной благополучной жизни, поэтому выбор вуза был очевидным. Тем более, что родители очень хотели дать нам с братьями высшее образование: сами-то его не имели. Я работал потом некоторое время на руднике, в шахте – машинистом буровой установки на глубине 1,5 километра.
— У вас насыщенная трудовая биография. Где было труднее и интереснее всего?
— Работа в шахте, конечно, тяжелая. Мужская такая, мне нравилась. Потом позвали возглавить отдел сбыта на одном строительном предприятии. Там проблемы накопились, надо было отладить работу. И у меня получилось, всё заработало. И эта моя неожиданная на тот момент способность настроить рабочий механизм оказалась востребована в других местах. Отлаживал процессы в строительной, энергетической, газовой сферах, одновременно несколько проектов вел.
В 2008 году выдвинулся в депутаты Законодательного собрания Свердловской области по одномандатному округу, люди меня дважды поддержали. Сложился авторитет не только у избирателей, но и у глав муниципальных образований, руководителей предприятий.
Когда в Свердловскую область в 2012 году был назначен новый губернатор, мне было предложено возглавить правительство области. Четыре года я руководил экономикой и социальной сферой очень непростого промышленного региона, где проживает 4,5 миллиона человек.
— Вам тогда было всего 33 года?
— Да, самый молодой председатель правительства в истории Уральского региона. Помогло, что к тому времени меня уже знали по работе на производстве и в региональном парламенте, и был большой запрос на обновление. За меня в Заксобрании проголосовало подавляющее большинство депутатов, против был только один. С этой поддержкой удалось много добиться: по выполнению майских указов, по ремонту и строительству дорог, по расселению ветхого и аварийного жилья. Особое внимание уделял развитию промышленности и сельского хозяйства.
Важным этапом в моей биографии стало руководство одной из крупнейших российских энергетических компаний – «Т Плюс». Это 16 регионов России, 50 тысяч работников. Пришёл туда в условиях серьезного кризиса. Удалось не только удержать ситуацию, но и заняться развитием. Например, в Оренбургской области мы запустили масштабный проект строительства солнечных электростанций. Сегодня регион является одним из лидеров солнечной энергетики в России. Так что везде было интересно.
— Вы обеспеченный человек?
— Я руководил крупными компаниями с огромными коллективами и огромными оборотами, получал высокую зарплату. Входил в состав Совета директоров Каменск-Уральского металлургического завода — это тоже был серьезный источник дохода. Но так было не всегда, а только последние два года. Раньше я получал рядовую для своих должностей и мест работы зарплату.
— Получается, вы сейчас перешли на менее оплачиваемую работу?
— Не всё измеряется деньгами. Есть ещё долг. Есть профессиональный азарт, желание решать масштабные и сложные задачи. Есть, в конце концов, желание передать детям сильную и благополучную страну. А для этого надо ещё много сделать.
— Как вы думаете, почему при назначении на нынешний пост выбор пал именно на вас?
— Думаю, сработал ряд факторов. Меня и мои подходы к работе узнали на федеральном уровне. Есть результаты управления крупными компаниями, есть опыт работы председателем правительства Свердловской области. Считаю, что именно это стало определяющим.
— Как бы вы могли ее охарактеризовать ситуацию в Оренбургской области?
— Если одним словом, то — отставание. Множество кризисов разного уровня и масштаба, складывающихся в тяжелую, прежде всего, для простых людей, ситуацию. Самый главный кризис – управленческий. Не хватает современных подходов, квалифицированных и ответственных управленцев, готовых отвечать на возникающие вызовы, способных наладить отраслевые и социальные процессы в соответствии с требованиями времени. Непростая ситуация в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, дорожном строительстве и благоустройстве. Что-то является наследием «дикой приватизации», перегибы которой еще не преодолены, что-то – следствием определенной инертности собственников и госуправленцев. В итоге люди живут трудно, хотя область не обижена природными ресурсами и предприятиями, плодородными землями. Вроде бы все есть, а уровень жизни – низкий. Я считаю, что Оренбургская область по ряду направлений отстает в развитии от некоторых соседних регионов лет на 10, а то и больше. Так что будем догонять. А потом, уверен, и обгонять соседей. Честно, но активно, с напором конкурировать с ними за население, за жителей, за кадры, за большие проекты.
— А какие проблемы пришлось решать, так сказать, «с колёс»?
— У нас есть системные проблемы в моногородах. В тяжелейшем кризисе – ряд крупных промпредприятий, например, ЮУМЗ. Чтобы люди не остались без работы, приходится решать вопросы, как вы говорите, «с колёс», быстро. Сейчас с людьми рассчитываются по долгам, заводчане планируют запустить первую печь уже в июне. Договор с «Уралмашзаводом» на производство конвертера для ЕВРАЗа подписан, объём заказа – порядка полумиллиарда рублей. И буду продолжать помогать в оздоровлении завода. Но скажу прямо: ситуация в экономике – кризисная, тяжелая. Где-то можно что-то сделать, а где-то перспектив нет, и это надо признать и решительнее прекратить агонию таких объектов.
Кроме оперативных вопросов, есть плановая системная работа, есть текучка по всем ведомствам. Работы много, неважных вопросов нет. Но сейчас, конечно, самое главное – правильно расставить приоритеты.
— А какие направления считаете приоритетными?
— Реализацию национальных проектов. Сегодня в регионе 11 таких проектов по всем направлениям: будем благоустраивать города и села, строить дороги, детские сады и школы, ремонтировать культурные объекты, полностью пересматривать подходы к медицинской помощи. В ближайших планах — системная поддержка малого и среднего бизнеса, создание рабочих мест в экономике. Каждую из этих задач мы будем решать совместно с оренбуржцами. В апреле провели двухдневное обсуждение проектов с профильными министерствами, общественниками, экспертами, бизнесом. Определяем направления, объекты, задачи с учетом обратной связи и мнений жителей.
Да, нацпроекты рассчитаны до 2024 года. Но наша задача – сделать так, чтобы люди почувствовали улучшение качества жизни уже в этом году. Ведь получить средства из федерального бюджета – это еще не главное. Важно эффективно их использовать.
— Какую проблему области считаете главной?
— Низкий уровень жизни. Это главный вопрос, который нужно решать. Причем следует идти по нескольким направлениям, но основное – эффективные промышленность и сельское хозяйство. Мы живем в XXI веке, и если хотим быть конкурентоспособными, то надо внедрять новые технологии, повышать производительность труда и на промышленных предприятиях, и на селе.
Во-вторых, мы должны сделать из столицы области центр притяжения, город, где будут оставаться и куда будут из соседних регионов ехать молодые и энергичные люди. Необходимо стать хотя бы в чем-то передовыми и амбициозными.
В-третьих, нужно обновлять всю систему управления, брать более молодых, учить новым подходам государственных управленцев, помогать развиваться частному сектору.
Ещё одно больное место – дороги, ими недовольны все. Перед нами стоит задача в ближайшие 5 лет кардинально изменить ситуацию: уже в этом году на ремонт дорог выделены беспрецедентные средства. Дорожный фонд области увеличен на 35%. Главное, чтобы работы были выполнены качественно и в срок. Спрашивать за это буду строго.
— От вас ждали кадровых решений, но пока вы поменяли одного мэра и одного вице-губернатора. Будет ли продолжение? Будете «импортировать» людей из других регионов?
— Конечно. Кого-то придется привезти из других регионов. Сразу махать шашкой не хочу – надо быть уверенным в людях. Но на лето и осень еще ряд кадровых решений планирую.
— Что нужно, чтобы попасть в вашу команду?
— Главные критерии – компетентность, ответственность и порядочность. Я должен быть уверен, что все в команде глубоко погружены в тему, способны справиться с задачей, за ними не надо будет потом «заносить хвосты». Все, кто соответствуют этим критериям, могут быть в команде. Остальные, извините, на выход.
— Денис Владимирович, после вступления в должность вы сняли мигалку и убрали «красивый» номер с машины, создали аккаунт в Инстаграме….
— Да, мне не нужны «красивый» номер, мигалка, новинки автопрома за бюджетные деньги. Я по-другому воспитан. В Инстаграме действительно аккаунт мой есть, и он единственный официальный. Больше никаких аккаунтов в соцсетях у меня нет и не будет. Ежедневная работа не оставляет времени на социальные сети, поэтому и сообщения делаю редко, стараюсь больше читать. Мне Инстаграм нужен как обратная связь, даже звонил людям, которые писали мне адресные обращения. Так что Инстаграм для меня – не досуг, а тоже работа.
— Вы уже как-то использовали в работе полученную обратную связь?
— Да. Например, инвентаризация «гарантийных» дорог – следствие обратной связи от людей. За два года в Оренбургской агломерации построено 65 километров дорог и отремонтировано 220 километров. Отчетные цифры – красивые, но сколько дорог в хорошем состоянии сейчас? У меня есть данные, что часть нужно опять ремонтировать. Они все на гарантии, поэтому дал поручение указать на все проблемные участки подрядчикам, если нужно – обращаться в суд. Пусть исправляют за свои средства то, что сделано не так или возвращают деньги. Подчеркиваю, в дороги были большие вложения: только в прошлом году – 7,3 миллиарда рублей бюджетных средств. Поэтому должен быть строгий контроль.
Я не любитель много говорить, обещать золотые горы, чтобы понравиться. У меня чисто деловой подход: в области много проблем и их надо решить.