Честное слово и звонкая монета
Или о роли денег в свободе печати
Двадцать лет назад Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 мая Всемирным днем свободы печати.
Не стану объяснять, почему именно этот майский день выбран, какие мероприятия к нему приурочены, как отмечает эту дату профессиональное сообщество и прочее, традиционное в подобных случаях. Обо всем этом можно прочитать в Сети.
Скажу лишь главное: Всемирный день свободы печати учрежден для того, чтоб и государствам, и обществу напоминать, что без свободы слова, без свободы мысли, без свободы информации нет и не может быть ни социального, ни политического, ни экономического, ни духовного развития человечества.
И обращу внимание на одно обстоятельство. 1993-й год: и Интернет уже не новинка, и телевидение уже в каждом доме, и радио вещает. А дату ООН связало с печатью, то есть с ГАЗЕТАМИ и ЖУРНАЛАМИ – первичными носителями новости и мысли. То есть с массовой печатной периодикой, создавшей по признанию мировых мыслителей ПУБЛИКУ, то есть общественность. Отсюда и утверждение: газета создала публику. К нему часто не без иронии добавляют – «а телевидение – массу».
Замечу также, в статусе даты-напоминания нет тотально ныне употребляемого слова «СМИ» — средства массовой информации. Молодцы в ООН: не приравнивают – в отличие от многих нынешних отечественных теоретиков, печать, то есть журналистику, средствам массовой информации. Хотя, конечно в послании 2006 года Генерального секретаря ООН по случаю Дня свободы печати и говорится: Средства массовой информации не должны служить инструментом подстрекательства, деградации или пропаганды ненависти. Важно, чтоб принцип правильный, а в словах и генеральные секретари могут ошибаться, они же тоже люди. И свободные.
Так вот о принципах. И в связи с ними личная история. В начале последнего десятилетия прошлого века в Оренбурге был создан первый в области теоретический журнал «Кредо». Правда, в последнее десятилетие нынешнего века он издается в Санкт-Петербурге – в связи правом людей на свободу перемещения по городам и весям Отечества. Без иронии.
А в первых номерах «Кредо» я публиковал несколько статей о состоянии российской журналистики в новых общественно-исторических условиях. Здесь нет никакой необходимости вспоминать их основные положения, но в главном автор не ошибся. И сие пока не очень важно, а другое.
В одной из статей я цитировал Карла Маркса, который в пору своей научной молодости много и точно писал о печати, то есть о журналистике, создав собственную стройную теорию журналистики. Излагать ее здесь нет смысла – читайте книги. А вот приведенная мной цитата: «Главнейшая свобода печати состоит в том, чтобы не быть промыслом». Это утверждение Маркс предваряет рассуждением такого содержания: «…Разве свободна та печать, которая опускается до уровня промысла? Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтоб иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать». Иными словами, Маркс говорит о том, что печать (радио, телевидение ныне тоже), ставшая средством получения доходов не является свободной, принципиально не может быть свободной.
За эту цитату от Карла Маркса я получил в Интернете «выволочку» от одного молодого деятеля, тогда еще демократа: он в Сети записал меня в стан махровых врагов демократии и рыночных преобразований («невидимая рука» рынка быстро все расставит по местам), которыми тогда жила Россия. В настоящее время тот «демократ» служит в корпоративных СМИ то ли нефтяников, то ли газовиков, защищая их интересы в газетах, радио, на телевидении.
Вот и вся история. А смысл ее для меня в том, что свобода печати (газет, радио, телевидения, Интернета) завершается ровно там, когда над ними встает СМИ, заточенное на получение прибыли, прибыли, прибыли — денег, еще раз денег, много-много денег.
Прав-таки оказался Карл Маркс. Не во всем, но в отношении свободы печати – прав стократно!